Анри [Henri Massis, 1886—] — современный французский критик. Дебютировал в 1906 (под псевдонимом «Agathon») исследованием о творчестве Золя. Работы М. посвящены почти исключительно анализу современных писателей, главная из них — «Суждения» (Les jugements) — сборник критических очерков о Дюамеле, Барресе и пр. Задача критики, по мнению М., указывать писателю дальнейший путь развития на основании исследования его творчества. «Критика — охранительница лит-ры», говорит он. Она должна определять будущее лит-ры, к-рое, по прогнозу М., принадлежит реалистическому роману действия. Психологизму в этом «идеальном» романе М. места не отводит, считая, что психологизм есть признак слабости. М. предлагает ввести в роман современный разговорный французский яз., к-рый очень далеко ушел от искусственного языка лит-ры
32 Признавая деятельность и реальность как основу жизни, М. представляет наиболее активные группы французской крупной империалистической буржуазии. Воинствующий империализм сочетается в его творчестве с воинствующим католицизмом как орудием борьбы против буржуазно-интеллигентского свободомыслия. Для этого католика-патриота характерна книга против Р. Роллана («Р. Роллан против Франции») и в особенности его «Защита Запада» [1927], направленная против большевизма «как врага европейской „христианской“ цивилизации». Библиография: I. Comment ?mile Zola composait ses romans, P., 1906; La pens?e de Maurice Barr?s, P., 1909; Agathon, Les jeunes gens d’aujourd’hui, P., 1913; Romain Rolland contre la France, P., 1915; Jugements, I v., 3 ?d., P., 1923; II v., P., 1924; En marge de jugement, Refl?xions sur l’art au roman, P., 1927, и др. II. Archambault, Jeunes ma?tres. Etats d’?me d’aujourd’hui, P., 1926; Dubech Lucien, Les chefs de file de la nouvelle g?n?ration, P., 1925; Moreau P., Le victorieux XX si?cle, P., 1926. А. П.