(Raynal) Гийом Томас Франсуа (11.4.1713, Сен-Женье, Аверон, - 6.3.1796, Париж), французский историк и социолог, представитель Просвещения . Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался литературной работой и сотрудничал в 'Энциклопедии' Д. Дидро . Главное произведение Р. - 'Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях' (6 тт., 1770) содержит острую критику феодально-абсолютистских порядков, католической церкви, колониализма. Р. проявлял глубокий интерес к истории Английской и Нидерландской революций, пропагандировал опыт революции в Северной Америке. Книга была в 1781 осуждена французским парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Избранный в Генеральные штаты 1789, Р. отказался от своего мандата. В период Великой французской революции Р. выступал против углубления революционной борьбы, осуждал якобинцев.
Как философ Р. стоял на позициях метафизического материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количественные изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма . Социологическая концепция Р. - своеобразный экономический материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, которые '...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм, 'робинзонаду', Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, промышленности и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Осуждал войны как средство внешней политики, боролся против расизма. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
Идеи Р. оказали влияние на философию истории Сен-Симона , историческую концепцию французских историков эпохи Реставрации, на взгляды А. Н. Радищева .
Соч. : CEuvres, v. 1-4, Geneva, 1784; в рус. пер. - Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, 2 изд., СПБ, 1834-35.
Лит.: Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки н техники периода Французской буржуазной революции 1789-1794 гг., М. - Л., 1946;. Зельманова Г., Рейналь - как историк философии, 'Вопросы философии', 1961, | 5; Lunet В., Biographic de l'abbe Raynal, Rodez, 1866; Моrley J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1-2, L., 1886, Feugere A., Un precurseur de la revolution l'abbe Raynal, P., 1922; его же, Bibliographic critique de l'abbe Raynal, P., 1922; Hervier М., Les ecrivains français juges. parleurscontemporains, v. 2, P., [1931].
Г. Л. Зельманова.