(Apollinaire) Гийом [псевдоним; настоящие имя и фамилия Гийом Аполлинарий Костровицкий (Kostrowicky)] (26.8.1880, Рим, - 9.11.1918, Париж), французский поэт. Сын обедневшей польской аристократки. С 1899 жил в Париже. Лирике А. присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл 'Бестиарий, или Кортеж Орфея', 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. 'Мост Мирабо', 1912). В книге стихов 'Алкоголь. 1898-1913' (1913) - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную 'глоткой Парижа' ('Вандемьер'), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов 'В тюрьме Сантэ'; в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве А. столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне А. воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл 'Vitam impendere amori' - 'Жизнь посвятить любви', 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. 'Разлагающийся чародей', 1908), кубизм ('Эстетические размышления. Художники-кубисты', 1913), футуризм ('футуристическая антитрадиция, манифест-синтез', 1913) или сюрреализм (драма 'Сосцы Тиресия', пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество А. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл 'Ересиарх и К|', 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы 'Поэт убиенный', 1916), к 'новому' реализму ('Новый смысл и поэты', речь А. 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны А. предвидел, что грядет 'время революций'. В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные 'прекрасной даме', в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник 'Послания к Лу', 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны ('Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916', 1918). Итоговое раздумье А. в мистерии-буфф 'Цвет времени' (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты А. канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество 'зари над сумерками' восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
Соч.: (Euvres completes, t. 1-4, P., 1965-66: (Euvres роetiques. P., 1956 (имеется библ.); в рус. пер. - Стихи, пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967; Стихи (Вступление П. Антокольского), 'Иностранная литература', 1969, | 1 .
Лит.: Durry М. J., G. Apollinaire. Alcools, t. 1-3, P., 1956-64; G. Apollinaire, [ser. 1-6], 'La revue des lettres modernes', 1962, | 69-70; 1963, | 85-89; 1964, | 104-107; 1965, | 123-126; 1966, | 146-149; 1967, | 166-169; Guillaume Apollinaire. Etudes et informations, reunies par M. Deсаudin, 'La revue der lettres modernes', 1966,- 5; 'Europe', 1966, nov.-deс.,- 451-52 (номер посвящен A.); Adema M., Bibliographie generale de l'oeuvre de G. Apollinaire, P., 1949.
В. П. Балашов.