(Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, - 4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью У. Кавендиша (впоследствии герцога Девонширского), с которой был связан до конца жизни. На формирование воззрений Г. значительное влияние оказали Ф. Бэкон , а также Г. Галилей , П. Гассенди , Р. Декарт . Основные сочинения: философская трилогия 'Основы философии' - 'О теле' (1655), 'О человеке' (1658), 'О гражданине' (1642); 'Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского' (1651, рус. пер. 1936).
Продолжая линию Бэкона, Г. '... уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма...' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). В полемике с Декартом он отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Г. создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Геометрия и механика для Г. - идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Г. совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое - как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Г. не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Г. разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом ('фантазма'); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Г. различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической 'механики' и индукцию эмпирической 'физики'.
Государство Г. рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию 'войны всех против всех'. Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого - обеспечение мира и безопасности. Г. превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Г. были на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как идеологического орудия государственной власти для обуздания народа.
Этика Г. исходит из неизменной чувственной 'природы человека'. Основой нравственности Г. считал 'естественный закон' - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.
Учение Г. оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.
Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit..., ed. W. Molesworth, v. 1-5, L., 1839-45; The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11, L., 1839-45; в рус. пер.: Избр. соч., т. 1-2, М. - Л., 1926; Избр. произв., т. 1-2, М., 1964.
Лит.: Быховский Б. Э., Психофизическое учение Т. Гоббса, 'Вестник Комакадемии', 1928, | 26 (2); Ческис А. А., Томас Гоббс. М., 1929; 'Под знаменем марксизма', 1938, | 6 (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера); Деборин А. М., Томас Гоббс, в его сб.: Очерки по истории материализма 17-18 вв., М. - Л., 1930; Голосов В. Ф., Очерки по истории английского материализма 17-18 вв., Красноярск, 1958; Tonnies F., Th. Hobbes, der Mann und der Denker, Osterwieck, 1912; Polin R., Politique et philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956]; Hobbes studies, ed. by K. C. Brown, Oxf,, 1965; McNeilly F. S., The anatomy of Leviathan, N. Y. - L., 1968; Gauthier D. P., The logic of Leviathan, Oxf., 1969.
Б. Э. Быховский.