Значение ПРОТАЗАНОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПРОТАЗАНОВ ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Яков Александрович [23.1(4.2).1881, Москва, - 8.8.1945, там же], советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей русского кинематографа. В 1911-18 поставил около 80 фильмов, в том числе такие значительные, как 'Пиковая дама' (1916) и 'Отец Сергий' (1918). Уже в этот период творчество П. отличалось высоким профессиональным мастерством, интересом к классической русской литературе, вниманием к искусству актёра. Вынужденный в эти годы нередко заниматься коммерческими постановками, он в лучших работах продемонстрировал возможности русского кино. После пребывания за рубежом П. возвратился в 1923 в Россию. В первых фильмах, созданных на советских киностудиях, - 'Аэлита' (1924) и 'Его призыв' (1925) - он избрал темы, связанные с жизнью страны. Ставил комедии: 'Закройщик из Торжка' (1925), 'Процесс о трёх миллионах' (1926), 'Дон Диего и Пелагея' (1928), 'Праздник святого Йоргена' (1930). В них ярко проявилось мастерство популярных актёров И. В. Ильинского, В. П. Марецкой, А. П. Кторова, М. М. Климова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В историко-революционном фильме 'Сорок первый' (1927) П. добился глубокой достоверности в передаче эпохи и создании образов главных героев. П. привлек В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда для исполнения главных ролей в фильме 'Белый орёл' (1928). В период звукового кино после музыкальной комедии-памфлета 'Марионетки' (1934) П. поставил фильм 'Бесприданница' (1937), который стал одной из лучших советских экранизаций классической драматургии. Исторический фильм 'Салават Юлаев' (1941) и комедия 'Насреддин в Бухаре' (1943) - последние работы режиссёра.

Лит.: Зоркая Н. М., Портреты, М., 1966; Арлазоров М.С., Протазанов, М., 1973.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.