Значение слова ФРАНКИСТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ФРАНКИСТЫ

полухристианская религиозная секта, возникшая среди польских евреев в середине XVIII в. Она явилась конечным результатом двух причин: 1) мессианского движения, волновавшего еврейский мир после появления смирненского лжемессии Саббатая-Цеви (см.) и выродившегося потом в религиозно-мистическое сектантство, и 2) социально-экономических потрясений в жизни польских евреев. Разгар мессианского движения (1660—1670) совпал с эпохой, последовавшей за разгромом евреев при Богдане Хмельницком. Сотни разоренных общин, где редкая семья не оплакивала своих мучеников, ждали спасения свыше. В украинской резне склонны были видеть "предмессианские страдания", а в Саббатае-Цеви — грядущего Мессию-избавителя. Падение лжемессии и переход его в ислам оттолкнули от него многих приверженцев; но в низших слоях народа еще долго держалась вера в мистическое призвание Саббатая. Утратив свой политический характер, мессианизм с конца XVII в. получает мистическую окраску; открытое народное движение превращается в тайное сектантское учение. В Турции образовалась полуеврейская, полумагометанская секта саббатианцев. В Польше (особенно в Подолии и Галиции) размножились кружки тайных саббатианцев, называвшихся в народе шабси-цвинниками или шебсами (по западному произношению имени "Саббатай"). Члены этих кружков в ожидании великих мессианских переворотов сбрасывали с себя иго строгой еврейской религиозности, пренебрегая многими религиозными законами и обрядами. Мистический культ "шебсов" заключал в себе элементы и аскетизма, и чувственности: одни предавались покаянию, истязали свою плоть и "скорбели о Сионе"; другие эмансипировались от присущих иудаизму строгих правил целомудрия и даже впадали иногда в половую распущенность. Польские раввины воздвигали гонения на "саббатианскую ересь" (Львовский собор 1722 г. и др.), но совершенно искоренить ее было невозможно, так как она держалась главным образом в тайных кружках, имевших нечто вроде масонской организации. Распространению мистицизма содействовало тяжелое социально-экономическое положение подольских и галицийских евреев в первой половине XVIII в., когда Польша клонилась к упадку, а гайдамацкие движения уничтожили в многих местах еврейской оседлости безопасность личности и имущества. Вызванный этим упадок раввинских школ и умственной деятельности вообще способствовал развитию мистических доктрин, принимавших иногда в народе самые уродливые формы. Из этих тайных кружков саббатианцев вышел основатель секты Ф. Яков Франк, родившийся в Подолии около 1726 г. Отец его был исключен из своей общины за принадлежность к тайному кружку "шебсов" и переселился в Валахию, где было сильно влияние соседних турецких саббатианцев. В школьном возрасте Яков обнаружил отвращение к еврейской науке, в основе которой лежал Талмуд, и впоследствии часто называл себя "простаком", т. е. неучем. В качестве странствующего торговца он часто ездил с товарами в соседнюю Турцию (здесь он получил прозвище "Франк", даваемое на Востоке всякому выходцу из Европы) и жил в центрах тамошнего саббатианства — Салониках и Смирне. В начале 1750-х годов он сблизился с вождями секты и принимал участие в ее полумагометанском культе. В 1755 г. он появился в Подолии и, собрав вокруг себя группу местных сектантов, стал вещать им те откровения, в которые его посвятили салоникские преемники лжемессии. В своих тайных сходках сектанты под руководством Франка совершали много такого, что резко противоречило религиозно-нравственным понятиям правоверных евреев. Одна из таких сходок, окончившаяся скандалом, обратила внимание раввинов на новую пропаганду. Франк, как иностранец, должен был уехать в Турцию, а его приверженцы были отданы в распоряжение раввинов и кагальных властей (1756). Перед раввинским судом в мст. Сатанове масса сектантов и сектанток созналась в нарушении основных начал нравственности; женщины сознались в нарушении супружеской верности и рассказали о половой распущенности, царившей в секте под видом мистической символики. Вследствие этих улик собор раввинов в Бродах объявил строгий "херем" (исключение из общины) над всеми нераскаявшимися еретиками, вменив в обязанность всякому благочестивому еврею разыскивать и преследовать их. Гонимые сектанты объявили каменец-подольскому католическому епископу, что еврейская секта, к которой они принадлежат, отвергает Талмуд и признает лишь священную книгу каббалы "Зогар", допускающую будто бы догмат Св. Троицы. Сектанты уверяли, что они признают Мессию-искупителя одним из трех лиц Божества, но скрыли, что под мессией они подразумевают Саббатая-Цеви. Епископ взял под свою защиту "контраталмудистов" или "зогаристов", как отныне назывались сектанты, и устроил в 1757 г. религиозный диспут между ними и раввинами. Контраталмудисты выставляли свои двусмысленные тезисы, на которые раввины возражали очень слабо и неохотно из опасения раздражить присутствовавших сановников церкви. Епископ решил, что талмудисты побеждены, и приказал им уплатить денежный штраф в пользу своих противников и сжечь все экземпляры Талмуда, которые найдутся в Подольской епархии. После смерти покровительствовавшего им епископа сектанты подверглись ожесточенным гонениям со стороны раввинов и кагальных старшин. Контраталмудистам удалось получить от короля Августа III охранную грамоту (1758), но и это не могло вывести их из тяжелого положения людей, которые, порвав связь с своими единоверцами, не успели еще примкнуть к чужим. В этот критический момент Яков Франк явился в Подолию с новым планом: он выдавал себя за прямого преемника Саббатая-Цеви и уверял своих адептов, что получает чудесные откровения от Бога. Эти откровения гласили, что Франку и последователям его предназначено принять веру христианскую, которая должна служить только видимой переходною ступенью к будущей "мессианской религии". В 1759 г. Ф. деятельно вели переговоры с высшими представителями польской церкви о своем желании перейти в христианство; вместе с тем они хлопотали о назначении второго публичного диспута с раввинами. Примас польской церкви Лубенский и папский нунций Серра относились недоверчиво к стремлениям Ф.; но по настоянию администратора Львовской епархии, каноника Микульского, диспут был назначен. Он состоялся во Львове, под председательством Микульского. На этот раз раввины дали энергичный отпор своим противникам. По окончании диспута от Ф. потребовали, чтобы они немедленно доказали на деле свою привязанность к христианству. Прибывший тем временем во Львов Яков Франк поощрял своих приверженцев к этому решительному шагу. Крещение Ф. было торжественно совершено в церквях Львова, причем восприемниками были представители польской знати; неофиты принимали фамилии и звания своих крестных отцов и матерей и впоследствии вступили в среду польского дворянства. В течение года во Львове приняло крещение свыше 500 чел., в том числе приближенные и сподвижники Франка. Сам Франк принял крещение в Варшаве; крестным отцом его был сам король Август III (1759). В крещении Франк получил имя Иосиф. Вскоре, однако, обнаружилась неискренность Ф.; обращенные сектанты продолжали заключать браки только между собой, держались особняком и преклонялись перед Франком, называя его "святым паном": обнаружено было также, что Франк в Турции выдавал себя за магометанина. Франк был арестован в Варшаве (1760) и предан церковному суду по обвинению в притворном принятии католицизма и в распространении вредной ереси. Духовный суд постановил заключить Франка, как ересиарха, в Ченстоховскую крепость и содержать при тамошнем монастыре так, чтобы он не мог сообщаться с своими приверженцами. Тринадцать лет длилось заключение Франка, но оно только усилило его влияние на секту, окружив его ореолом мученичества. В окрестностях Ченстохова расположились многие Ф., поддерживавшие постоянные сношения с своим "святым паном" и нередко проникавшие в самую крепость. Франк воодушевлял своих последователей мистическими речами и посланиями, где говорилось, что спастись можно только через "религию Эдома", или дас, под которой подразумевалась какая-то странная смесь христианских и саббатианских воззрений. После первого раздела Польши Франк был освобожден из заточения занявшим Ченстохов русским генералом Бибиковым (1772). До 1786 г. Франк жил в моравском городе Брюнн, окруженный многочисленной свитой преданных ему сектантов и "паломников", приезжавших к нему из Польши. Большой приманкой для многих паломников служила красивая дочь Франка Ева, которая с этих пор стала играть выдающуюся роль в организации секты. Франк ездил неоднократно с дочерью в Вену и успел приобрести расположение Венского двора. Набожная Мария Терезия смотрела на него как на распространителя христианства среди евреев, а Иосиф II, как рассказывали, был благосклонен к юной Еве Франк. Впоследствии и здесь узнали о сектаторских планах Франка; он вынужден был покинуть Австрию и переселился с дочерью и свитой в Германию, в городок Оффенбах. Здесь он присвоил себе титул "барона Оффенбахского" и жил как богатый магнат, получая деньги от своих польских и моравских приверженцев, часто предпринимавших паломничества и в Оффенбах. По смерти Франка (1791) роль "святой панны" и руководительницы секты играла Ева. С течением времени прилив паломников и денег все более сокращался, между тем как Ева продолжала по привычке жить расточительно. Кончилось тем, что она запуталась в долгах и умерла в одиночестве в 1816 г. Разбросанные в Польше и Чехии Ф. постепенно превращались из мнимых католиков в настоящих, и потомки их слились с окружающим христианским населением. Секта Ф. исчезла, не оставив никаких следов в еврействе, так как она не имела никаких положительных религиозно-нравственных основ. Попытки точно формулировать учение Франка на основании его изречений, сохранившихся в рукописных сборниках (Biblia balamutna), до сих пор не удавались. Несомненно только то, что франкизм заключался в отрицании как религиозной, так и моральной дисциплины иудаизма. "Я пришел избавить мир от всяких законов и уставов, которые существовали доселе", — гласит одно из характерных изречений Франка. В этом движении мечтательный мистицизм выродился в мистификацию, а мессианизм — в стремление избавиться от "еврейского горя" путем отречения от еврейства. См. A. Theiner, "Vetera monumenta Poloniae... ex tabulariis Vaticanis collecta" (Рим, 1864, т. IV, стр. 158—165); Skimborowicz, "?iwot, skon i nauka Franka" (Варш., 1866); Graetz, "Frank und Fraukisten" (Бресл., 1866); J. Emden, "Sepher Schimusch", (Альтона, 1758—62, на еврейск. яз.), С. Дубнов, "Яков Франк и его секта христианствующих" ("Восход", 1883, кн. 1—10); его же "История франкизма по новооткрытым источникам" ("Восход", 1896, кн. 3—5); Z. L. Sulima, "Historya Franka i frankist?w" (Краков, 1893); A. Kraushar, "Frank i frankisci polscy, 1726—1816" (т. ?—??, Краков, 1895, на основании многих вновь открытых архивных источников, с портретами Франка и Евы). Первоисточники XVIII века и остальная литература указаны в названных трудах Скимборовича, Греца, Краусгара и друг.С. Дубнов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.