Значение ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ

Борис Леонидович [29.1(10.2).1890, Москва, - 30.5.1960, Переделкино Ленинского района Московской области], русский советский писатель. Сын художника Л. О. Пастернака. В 1912 в Германии изучал философов марбургской школы . Первые стихи опубликовал в 1913. Первый сборник стихов 'Близнец в тучах' (1914). Автор сборников: 'Поверх барьеров' (1917), 'Сестра моя - жизнь' (1922, написана преимущественно летом 1917). Входил в литературную группу 'Центрифуга' (Н. Асеев, С. Бобров и др.), занимавшую позицию между символистами и футуристами (см. Футуризм ) . В поэме 'Высокая болезнь' (1924, 2-я редакция 1928) П. переходит от лирики к эпическому жанру; создаёт образ В. И. Ленина ('... Он управлял теченьем мыслей. И только потому страной'); опубликовал поэмы, посвященные первой русской революции: 'Девятьсот пятый год' (1925-26) и 'Лейтенант Шмидт' (1926-27), о которых М. Горький писал: 'Книга - отличная; книга из тех,... которым суждена долгая жизнь' ('Литературное наследство', т. 70, 1963, с. 300). Тогда же он писал о лирике П.: '... Я могу пожелать ей только большей простоты. Мне часто кажется, что слишком тонка, почти неуловима в стихе вашем связь между впечатлением и образом' (там же, с. 308). Лирика П., отмеченная высокой поэтической культурой, проникнута чувством сопричастности миру природы, поэзии, любви - они воспринимаются писателем как некие извечные стихии, которые он должен 'разгадать' и воссоздать во всей нетронутой естественности. Поэтический путь П. ознаменован настойчивым стремлением дойти 'до самой сути' вещей и явлений, добиться простоты стиля, который отражал бы глубину и ясность видения мира.

Противоречивость мировоззрения поэта, искавшего своего пути в новой действительности, сказалась в его книгах начала 30-х гг. В автобиографической повести 'Охранная грамота' (1931) и в неоконченном романе в стихах 'Спекторский' (1931) выражено убеждение в моральной правоте революции, в высоте её нравственных истоков и целей. Однако, вступая в противоречие с пролетарским гуманизмом, П. отрицал революционное насилие как средство достижения этих целей. В то же время для книг стихов 'Второе рождение' (1932) характерна попытка взглянуть 'без пелён' на жизнь страны, постичь её завтрашний день ('Ты рядом, даль социализма' и др.).

С начале 30-х гг. П. переводил стихи грузинских поэтов - Н. Бараташвили, А. Церетели, Г. Леонидзе, Т. Табидзе, С. Чиковани, П. Яшвили. Владея многими языками, П. создал новые переводы пьес У. Шекспира, 'Фауста' И. В. Гёте, стихов Г. Сакса, П. Шелли, Дж. Китса, П. Верлена. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 П. пишет стихи о героях и тружениках войны ('Смерть сапёра' и др.). В 1943 выходит сборник 'На ранних поездах', в 1945 - 'Земной простор', в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. В 50-е гг. П. пережил глубокий кризис. В романе 'Доктор Живаго' выражено отрицательное отношение к революции и неверие в возможность социального преобразования общества. В 1955 П. признал, что во время работы над романом его '... по собственному какому-то отчуждению... стало отмывать куда-то в сторону все больше и больше' (см. История русской советской литературы, т. 3, 1968, с. 377). Публикация этого романа за рубежом (1957) и присуждение за него П. Нобелевской премии (1958) вызвали резкую критику в советской печати; П. был исключен из Союза писателей. От Нобелевской премии он отказался.

В последнем цикле стихов 'Когда разгуляется' (1956-59) ощутим новый прилив творческих сил поэта, его стремление преодолеть мотивы трагического одиночества.

Соч.: Стихотворения и поэмы, 2 изд., М.- Л.,1965; Стихи. [Вступ. ст. К. Чуковского. Послесл. Н. Банникова], М., 1966; Люди и положения, 'Новый мир', 1967, | 1, [Письма Б. Пастернака], 'Вопросы литературы', 1972, | 9; Вильям Шекспир в переводе Бориса Пастернака, 2 изд., т. 1-2, М., 1950; Стихи о Грузии. Грузинские поэты, Тб. , 1958; Звёздное небо. Стихи зарубежных поэтов. [Вступ. ст. Н. Любимова], М., 1966.

Лит.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963; Тагер Е., 'Избранное' Б. Пастернака, 'Литературная газета', 1966, 11 авг.; Паперный З., Б. Л. Пастернак, в кн.: История русской советской литературы, т. 3, М., 1968, с. 350-389; Наумов Е., О времени и о себе. Маяковский и Пастернак, в его кн.: О спорном и бесспорном, Л., 1973.

З. С. Паперный.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.