Значение НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

НАРТСКИЙ (НАРТОВСКИЙ) ЭПОС

(Нартовский) эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племён и у дагестанских народов. Термин 'нарт' служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода богатырское сообщество. Его душой является мудрая Сатана (адыгейское Сатаней) - наставница главных героев, могущественная чародейка. Родоначальником нартов, по некоторым вариантам, является Уархаг, отец близнецов Хсара и Хсартага.

В генезисе Н. э. не всё ещё ясно. Несомненно, что ядром послужил древний аланский эпический цикл, восходящий к скифской эпохе 7-4 вв. до н. э. Национальные варианты эпопеи обогащались за счёт местного фольклора. Возникнув в условиях родового строя с пережитками матриархата, Н. э. вбирал в себя элементы последующих общественных формаций. Он сохраняет свою жизненность по сей день. В Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии живут десятки сказителей, исполняющих песни о нартах. Нартовские сказания осетин и адыгов стали записываться с середины 19 в., другие национальные варианты - позднее. Абхазские нартовские сказания стали известны только в последние десятилетия. В советское время впервые изданы сводные тексты в оригинале и в рус. пер. Сказания переводились на немецкий, французский, английский языки.

Тексты: Нарты. Эпос осетинского народа, М., 1957; Нарты. Кабардинский эпос, 2 изд., М., 1957; Приключения Нарта Сосрыквы и его девяноста девяти братьев. Абхазский народный эпос, М., 1962.

Лит.: Миллер В. Ф., Черты старины в сказаниях и быте осетин, 'Журнал Министерства народного просвещения', 1882, | 7-8; Абаев В., Нартовский эпос, 'Изв. Сев.-Осетинского НИИ', 1945, т. 10, в. 1; Нартский эпос. Материалы совещания 19-20 окт. 1956, Орджоникидзе, 1957; Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М., 1972.

В. И. Абаев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.