Хикмет Ран (Nazim Hikmet Ran) (20.1.1902, Салоники, - 3.6.1963, Москва), турецкий писатель, общественный деятель. Основоположник турецкой революционной поэзии. Родился в аристократической семье. Печатался с 1917. В 1920 из оккупированного Стамбула перебрался в Анатолию, где шла национально-освободительная война. В 1921 приехал в Советскую страну, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока. С 1922 коммунист. В 1924 вернулся в Турцию. Сотрудничал в революционных газетах и журналах. В 1927 снова приехал в Советский Союз. Первый сборник стихов 'Песня пьющих солнце' опубликовал в 1928 в Баку. Борьба с далёкой от жизни турецкой салонной поэзией сочеталась у поэта в эти годы с выражением крайне 'левых' эстетических взглядов. В стихах этого периода немало формалистических нагромождений.
В 1928 вернулся в Турцию. В сборниках стихов '835 строк' (1929), 'Варан-3' (1930), '1 + 1 1' (1930) и 'Город, потерявший голос' (1931) поэт писал о тяжёлой доле турецкого народа, призывал к борьбе и воспевал революцию. В поэме 'Джиоконда и Си-Я-у' (1929), романе в стихах 'Почему Бенерджи покончил с собой-' (1932) выступил против колониальной политики империалистов. В пьесах 'Череп' (1932), 'Дом покойника' (1932), 'Забытый человек' (1935) остро поставлен вопрос о судьбе личности в капиталистическом обществе.
За сборник стихов 'Телеграмма, поступившая ночью' (1932), где поэт призывал турецких коммунистов быть стойкими в борьбе за демократию, он был осужден на пять лет тюремного заключения (через год освобожден по амнистии). В дальнейшем почти после каждой книги его приговаривали к тюремному заключению. В сборнике стихов 'Портреты' (1935), поэме 'Письма к Таранта Бабу' (1935) и публицистической работе 'Немецкий фашизм и расовая теория' (1936) он разоблачал фашизм и его турецких сторонников. В 1936 вышла последняя опубликованная в Турции при его жизни книга - 'Поэма о шейхе Бедреддине Шимавне' и, как приложение к этой книге, брошюра 'Национальная гордость' - по сути дела, перевод работы В. И. Ленина 'О национальной гордости великороссов'. В 1938 был осужден на 28 лет заключения. В общей сложности провёл в турецких тюрьмах 17 лет. Там создана эпопея 'Человеческая панорама' - поэтическая история 20 в., цикл стихов 'Письма из тюрьмы', пьесы 'Легенда о любви', 'Иосиф Прекрасный'. В 1950 под воздействием мирового общественного мнения турецкое правительство было вынуждено освободить поэта. В 1951 он приехал в СССР, ставший его второй родиной. Здесь написаны пьесы 'Рассказ о Турции' (1952), 'Чудак' (1955), 'А был ли Иван Иванович-' (1956). Н. Х. Р. ввёл в турецкую поэзию так называемый свободный стих. Ораторская манера письма и патетичность, присущие его ранним стихам, позднее уступили место глубокой лиричности. Велико влияние Н. Х. Р. на современную турецкую поэзию, где с его именем связано целое направление. Его стихи переведены на многие языки мира, пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. По сценариям Н. Х. Р. в СССР сняты фильмы 'Двое из одного квартала' (1957), 'Влюблённое облако' (1959), 'Мир дому твоему' (1963); поставлен балет 'Легенда о любви' (музыка А. Меликова). Член Бюро (с 1951) и Президиума (с 1959) Всемирного Совета Мира, лауреат Международной премии Мира (1950).
А. А. Бабаев.
Соч.: Butun eserleri, с. 1-8, Sofya, 1962 - 73: Sohret veya unutulan adam, 2 bs., Ankara, 1966; Butun eserleri, c. I, Ist., 1968; Kemal Tahire mahpusaneden mektuplar, Ankara, 1968; Yasamak guzelsey be kardesim, 3 bs., Ist., 1970; Bursa cezaevinden Vâ-Nû'lara mektuplar, Ist., 1970; Memleketimizden insan manzaralari, c. 1-5, Ist., 1967-71; в рус. пер. - Избр. соч., т. 1-2, М., 1957; Человеческая панорама, М., 1962; Пьесы, М., 1962; Романтика. Роман, М., 1964; Лирика, М., 1968.
Лит.: Бабаев А. А., Назым Хикмет, М., 1957; Горбаткина Г. А., Пьесы-легенды Назыма Хикмета, М., 1967; Фиш Р. Г., Назым Хикмет, М., 1968; Vâ-Nû, Bu dunyadan Nâzim geçti, Ist., 1965; Orhan Kemal, Nâzim Hikmet'le uç buçuk yil, Ist., 1965; Sulker K., Nâzim Hikmet dosyasi, Ist., 1967; Yucebas Н., Nâzim Hikmet turk basininda, Ist., 1967; Sertel, Mavi gozlu dev., Ist., 1969; Aydemir A., Nâzim, Ankara, 1970.
Х. А. Чорекчян .