Значение слова СУЛЕЙМАН в Литературной энциклопедии

СУЛЕЙМАН

1.[/b] [trn][m2]Назиф [Ибрагим Джехди, 1869—1927] — турецкий литературовед и поэт. Р. в Диярбекире. Старший брат известного поэта Фаик Али. Отец С. — Саид-паша — был одним из известных поэтов и историков своего времени. С. систематического образования и воспитания не получил. Путешествовал по Европе, Северной Африке и Индии. Был политическим эмигрантом в период Абдул-Гамида. Одно из первых произведений С. — политический сборник стихов «Гизли Фиганлар» (Тайные вопли), написанный против деспота Абдул-Гамида. В лит-ру вошел работами по изучению Намик Кемаля и Зия-паши. С. был одним из видных литераторов периода «Сервети Фюнун». Несколько раз назначался на должность вали (губернатора). С. издавал ряд газет. После младотурецкой революции 1908 С., борясь против пантюркизма, вступал в полемику с журналом «Тюрк юрду». Во время оккупации Стамбула за резкие политические статьи против оккупантов командованием французских оккупационных войск чуть не был казнен. Выступал ярым сторонником «османского литературного языка» с характерным для него обилием арабских и персидских слов. С. выражал настроения национально-освободительного движения. Его книжка «Кафири хакикат» (Отрицатель правды) посвящена восстанию риффов против Испании. Но в этой книжке С. защищает риффов не как защитник национально-освободительного движения угнетенного народа, а с точки зрения турецких империалистов. В своем историко-политическом сборнике очерков «Змеиный рассказ истории» С. сильно нападал на последнего турецкого султана и халифа Вахидеддина, [m2]104 к-рый после 4-летнего ограбления и истязания народа покинул страну и сбежал на остров Мальту. Но С. выступил и здесь не против султаната вообще, а против такого султана, как Вахидеддин. В литературно-критическом произведении «Махмед Акиф» С. высказался против атеиста-материалиста Т. Фикрета, защищая пансиламиста М. Акифа. И вообще для идеологии С. эти два мотива — отечество и религия — являются весьма характерными. Они у него раскрываются в неразрывном единстве. С. является сторонником оттоманской культуры и противником пантюркизма и пантуранизма. Поэзия слабее его прозы. Ряд его произведений сыграл положительную роль в докемалистской Турции. Из европейских писателей С. больше всего ценил В. Гюго и С. Прюдома, особенно за их религиозные идеи. Несмотря на то, что С. умер всего 12 лет назад, он для современной Турции уже устарел. Библиография : I. Астани тарихде (На пороге истории); Елджезире мектублары (Письма из Алжира); Ики иттифакын тарихчеси (История двух союзов); Пьер Лоти Хитабеси (Речь Пьера Лоти); Чалынмыш ?льке (Похищенная страна); Хазрети Исайе ачык мектуб (Открытое письмо Иисусу Христу); Фюзули (литературно-историческая книга о великом поэте); (Лебиан касрынын сахибеси (Владетельница Лебнакского дворца — большой рассказ, перев. с франц.); Виктор Гюгонун бир мектуби (Одно письмо В. Гюго) и мн. др. II. Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, ч. 3, Баку, 1925. Дж. А. 2.[/b] [trn][m2]Несиб [Сулейман-паша заде Сами, 1866—1917) — турецкий писатель. Р. в Стамбуле. Сын политич. деятеля и ученого Сулеймана Хюссин-паши, погибшего в борьбе против монархии вместе со знаменитым буржуазным революционером Мидхат-пашой. С. получил высшее образование в школе по подготовке гражданских чиновников. В этой школе у него преподавателем по лит-ре был Реджан-заде М. Экрем, под руководством которого С. воспитывался и развивался в духе западной культуры. С. примкнул к прогрессивному движению в те времена, когда еще сильны были реакционнейшая политика монархизма и религия ислама. Обе эти силы объединились в лице кровавого деспота султана и халифа Абдул-Гамида. И до, в особенности же после младотурецкой революции 1908 С. находился на разных ответственных должностях в министерстве просвещения: ректор ун-та, член научного совета и др. Он был также преподавателем истории, лит-ры, химии, географии и т. д. С. владел персидским, арабским, французским и английским языками. С. вначале шел по пути старой лит-ры, был противником реакционной литературы неоклассицизма Наджи. С организацией «Сервети Фюнун» во главе с Т. Фикретом С. вступил в эту лит-ую группу, где выделялся своим либерализмом. Поэтому по существу он оставался в стороне от их борьбы. Гуманизм его носил отвлеченный характер: таковы его призывы к истине, справедливости, братству всех людей и т. п. Вместе с тем под влиянием Т. Фикрета С. писал против войны, против империализма, против лицемерия и хищничества европейских империалистов. С. писал много любовно-лирических сонетов и пр. стихов. У него находим [m2]105 мы немало и веселых и изящных песен. С. писал также и для детей. Библиография : I. Сулейман-паша Заде Сами-бей (посмертная книга, большой сборник его лучших поэтических произведений с подробной биографией его); Ильми тербийейи атфал (Наука о воспитании детей); Уроки обучения и воспитания в методах Фребеля и Песталоцци (перевод). Кроме того у С. имеется ряд неиздан. произведений, в том числе «Краткий философский словарь», стихи на франц. яз. II. Хабиб И., История новой турецкой литературы, Стамбул, 1925; Хикмет И., История турецкой литературы, т. I, ч. 3, Баку, 1925. Дж. А. 3.[/b] [trn][m2]Шехабеддин [1884—] — турецкий писатель. Р. в Стамбуле в семье чиновника. Детство провел в Измире, где получил среднее образование, высшее получил в Стамбуле. Во время младотурецкой революции 1908 С. был учителем французского языка в среднем учебном заведении. С. редактировал ряд газет и журналов. Непрерывно участвовал в лит-ой полемике. Проявил себя как драматург. Его пьеса «Чыкмаз сокак» (Тупик) вызвала большой шум — ее обвиняли в безнравственности. Также резкой критикой встретили его вторую пьесу «Фыртына» (Буря). Из-за «безнравственности» своих пьес С. был отстранен от преподавательской работы в школе. Но С. упорно защищал свои идеи. С точки зрения драматургической техники С. сделал много в направлении модернизации турецкого театра. На творчество С., особенно на его пьесе «Чыкмаз сокак», сказалось влияние французского драматурга Пьера Вольфа. С. — один из основателей лит-ой организации «Феджри Ати» (Грядущая заря). Свои лит-ые позиции он определил следующей формулой: «Искусство индивидуально и неприкосновенно». С. — горячий сторонник «свободы» в искусстве. Он был самым видным прозаиком «Феджри Ати». Будучи преподавателем лит-ры, С. совместно с профессором Кюпрюлузаде Мехмед Фуадом написал «Историю османской литературы». Библиография : I. Чыкмаз сокак [Тупик]; Фыртына [Буря]; Араларинза [Между ними]; Кырык махфаза [Разбитый ларец]; Азиз катил [Милый убийца]; Тарихи эдебийати Османие [История османской литературы], много историко-критических статей о крупнейших писателях Турции и т. д. Д. А.

Литературная энциклопедия.