Значение слова КЕМАЛЬ-НАМЫК в Литературной энциклопедии

КЕМАЛЬ-НАМЫК

[1840—1888] — турецкий поэт, беллетрист и революционер. Р. в семье главного астронома дворца турецкого султана. Первые его стихи написаны в духе застывших канонов турецкой поэзии. Резкий поворот в творчестве К.-Н. совершается с его вступлением в политическое о-во «Ени-Османлылар» (Новые османцы), организованное военно-чиновничьей верхушкой османской империи. Это общество боролось за конституционный режим, за просвещенную монархию против восточно-мусульманского самодержавия, и К.-Н. как один из передовых представителей буржуазной мысли второй половины XIX в. вел активную борьбу с османским деспотизмом в рядах этого общества. Османское правительство всячески старалось изолировать К.-Н., высылая

183 его в самые отдаленные губернии в качестве губернатора. Наибольшего расцвета творчество К.-Н. достигло в годы его борьбы с самодержавием. В эти годы он редактирует революционную газету «Хуррийэт» (Свобода), издаваемую в Лондоне; активно участвует в газетах «Тасвир Эфкяр», «Мухбир», «Ибрет», «Хадика», «Дюжен» и т. д. Образы родины, «национальной» героики и идея патриотизма являются основными в произведениях К.-Н. Почти все стихотворения последнего периода — роман «Джезми», пьеса «Ватан» и др. — насыщены этими идеями. Родина в опасности, враги (внутренний деспотизм и внешние интервенты) душат родину и нацию, — вот та картина страны, к-рая дается Кемаль-Намык. Как один из идеологов молодой турецкой буржуазии он бросает все свои силы на фронт борьбы за «свободу и родину». Отсюда его национализм, патриотизм, революционный энтузиазм; обращаясь к султану, Кемаль-Намык говорит: «Невозможно уничтожить свободу жестокостью и деспотией; старайся, если можешь, уничтожить разум у человечества». Но турецкая буржуазия встречается с яростным сопротивлением турецкого феодализма. Преследуется всякое новое начинание, запрещены слова «свобода», «революция»; вожди революционного движения беспощадно истребляются. Вдобавок революционное движение захватывает только верхи общества, совершенно оторванно от массы, от народа. Отсюда пессимизм, упадочничество у Кемаль-Намыка. Отсюда его обращение к богу, к духу. Вообще для К.-Н. характерна двойственность, разрыв формы и содержания. Борясь в своей критической работе («Тахриби Харабат») со старой средневековой лит-рой и идеологией, К.-Н. в своих поэтических произведениях широко пользуется формами, образами, жанрами средневековой лит-ры. Это — результат разрыва между возможностью и действительностью у турецкой буржуазии второй половины XIX в. Отсюда и половинчатость, незаконченность революционности К.-Н. и его уход в историческую национальную героику. В этом отношении характерны его произведения «Джезми», «Девр-и Истила», «Барикай-и Зафер» и т. д., где К.-Н. изображает «героическое» прошлое турок. К.-Н. в истории новой турецкой лит-ры известен как первый драматург и романист, поэтому совершенно справедливо наряду с Шинаси (см.) К.-Н. считают основоположником танзиматской лит-ры (см. «Турецкая литература) — первой фазы развития буржуазной лит-ры Турции. Наряду с художественным творчеством К.-Н. занимался исследовательской работой в области экономики и истории. В этом отношении характерна его недописанная «Османская история», где Кемаль-Намык пытается дать научный анализ исторического процесса Турции.

184 Библиография: I. Произведения К. (на турецком яз.): Ватан, Заваллы Чочук, Акиф-бей, Гюльнюхаль, Кара-Бела, Джелаледдин-Харезм-шах, Джезми, Интибах, Тахриб-и Харабат, Рея, Девр-и Истила, Барикай-и Зафер, Эврак-и Перишан, Книже Мухасарасы, Османли-Тарихи и много др. статей и стихов в газ-тах. «Тасвир-и Эфкяр», «Хуррийэт», «Мухбир», «Ибрет» и т. д. II. Хикмет И., История турецкой литературы, т. I, ч. 1, Баку, 1925; Хабиб И., История новейшей турецкой литературы, Константинополь, 1926; Гордлевский, Очерки османской литературы, М., 1916. Али-Назим

Литературная энциклопедия.