Значение МУНК ЭДВАРД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МУНК ЭДВАРД

(Munch) Эдвард (12.12.1863, Лётен, - 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). В конце 1880-х - 1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма ), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение М. формировалось под воздействием творчества Х. Х. Йегера , а также Ю. А. Стриндберга и др. писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики. Творчество М. с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля 'модерн' ('Сестра художника', 1892; 'Комната умирающего', 1893). Вместе с тем оно обнаруживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), которые усиливают трагическое звучание образов и во многом предвосхищают возникновение экспрессионизма ('Крик', 1893; 'Танец жизни', 1899; 'Девушки на мосту', см. илл. ; все названные произведения - в Национальной галерее, Осло). Большинство картин М. 1890-х-1910-х гг. входит в символический по замыслу, неосуществлённый полностью цикл 'Фриз жизни'. Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), создал галерею островыразительных портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.

Лит.: Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. с норв., послесловие И. Я. Цагарелли. М., 1972]; Benesch О., Е. Munch, Koln, 1960; Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963; Stang N., Edvard Munch, Oslo, [1971]: Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197-].

Т. И. Володина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.