Значение слова ЭКСПРЕССИОНИЗМ в Словаре терминов изобразительного искусства

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

- (от латинского expressio - выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900-1920-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти XX в. (включая 1-ю мировую войну 1914-1918 гг. и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалипсической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество; вместе с тем многие их произведения проникнуты социально-критическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним. В изобразительном искусстве предшественниками экспрессионизма были голландец В. ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму, но ярче всего экспрессионистические принципы воплотились в произведениях немецких и австрийских художников. Члены объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархии, бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества "Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам, иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков; именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописцы О. Кокошка, М. Бекман. скульптор В. Лембрук и др. У ряда художников экспрессионизм получил антивоенную окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др.). Наряду с живописью и скульптурой, чаще всего обострённо-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым и пластическим контрастам или резким пространств, смещениям, важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной и гиперболизованной образной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии, стран Скандинавии, Восточной Европы.

(Илл. Ф. Марк. Маленькие синие лошади. 1911 г., х., м.)

Словарь терминов изобразительного искусства.