Значение МОПАССАН ГИ ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МОПАССАН ГИ ДЕ

(Maupassant) Ги (полное имя - Анри Рене Альбер Ги) де (5.8. 1850, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, - 6.7.1893, Париж), французский писатель. Отец - из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870-71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него М. встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу М. посвятил первый сборник своих рассказов 'Заведение Телье' (1881) и написал о нём две статьи.

В литературу М. вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой 'Пышка', отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет М. написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь М. трагически оборвался вследствие психического заболевания.

М. - один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, М. стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у М. пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у М. подчас оказывается непреодолимо одиноким ('Одиночество'), беспомощным перед случайностью ('Ожерелье'), болезнью, страстью ('Маленькая Рок'), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм М., разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

Задачу искусства М. видел в том, чтобы раскрывать 'беспощадную правду жизни', ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, '...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность' (Полное собрание соч., т. 8, М., 1958, с. 11).

Новеллы М. - средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации - от трагической ('В порту'), элегической ('Менуэт') до открыто или скрыто иронической ('Заведение Телье' и др.) и юмористической ('Мощи' и др.) - новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. М. создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений ('Драгоценности', 'Награжден!', 'В лоне семьи', 'Завещание' и многие др.). Утверждая красоту любви ('Лунный свет', 'Счастье'), М. с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы ('Иветта', 'Правдивая история' и др.). В рассказах из народной жизни М. показал не только жадность и темноту франц. крестьянина ('Бочонок', 'Дьявол' и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни ('Бродяга', 'Шкаф', 'Нищий'); среди простых людей М. нередко находит нравственную чистоту и человечность ('Папа Симона', 'Дочка Мартена' и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу ('Пышка', 'Мадемуазель Фифи', 'Дядюшка Милон').

В первом романе 'Жизнь' (1883) М. общечеловеческую тему столкновения романтические мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. 'Милый друг' (1885) - история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов 'Монт-Ориоль' (1886) и 'Пьер и Жан' (1887-88). Последние романы ('Сильна как смерть', 1889, 'Наше сердце', 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы 'чистой психологии'.

Искусству М. свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность 'подлинно французского языка', по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы М. были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них - комедия 'Семейный мир' по его же новелле 'У постели', пост. 1893), ставились в парижских театрах ('Мадемуазель Фифи', пост. 1896; 'Иветта', пост. 1901; 'Пышка', пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене ('Мадемуазель Фифи', 1914, 'Милый друг' под названием 'Господин Дюруа', 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская 'Милый друг', 1955; французская 'Жизнь', 1958, и др.

Произведения М. были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом М. был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант М., сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение М.-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.

Соч.: CEuvres complètes, ed. Librairie de France, [t. 1-15], P., 1934-38; Contes et nouvelles, v. 1-2, P, 1956-57; Romans, P., 1959; Correspondance inedite, rec. par A. Artinian et E. Maynial, P., [1951]; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-13, М., 1938-50; Полн. собр. соч., [вступ. ст. Ю. Данилина], т. 1-12, М., 1958; Избр. произв., [вступ. ст. А. Смирнова], Л., 1938; Избр. произв., т, 1-2, вступ. ст. Н. Хуцишвили, М., 1954.

Лит.: Толстой Л. Н., Предисл. к Соч. Гюи де Мопассана. Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Франс А., Ги де Мопассан и французские рассказчики, Собр. соч. в 8 тт., т. 8, М., 1960; Раскин Б., Гиде Мопассан, в сборнике: Писатели Франции, М., 1964; Луначарский А. Б., Предисл. к 'Новеллам' Мопассана, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М., 1965; Евнина E. М., Мопассан, и её кн.: Западноевропейский реализм на рубеже XIX-ХХ веков, М., 1967, с. 42-80; Данилин Ю. И., Жизнь и творчество Мопассана, М., 1968; Лану А., Мопассан, М., 1971; Dumesnil R., Guy de Maupassant, P., 1947 (имеется лит.); Thoraval J., L'art de Maupassant d'après ses variantes, P., 1950; Vial A., Guyde Maupassant et l'art du roman, P., 1954 (имеется лит.); Artinian A., Pour et contre Maupassant, P., 1955; Lemoine F., Guy de Maupassant, P., [1957]; Sullivan E., Maupassant. The short stories, N. Y., [1962]; Ignotus P., The paradox of Maupassant, [L., 1966].

Б. Л. Раскин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.