Значение слова МОПАССАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МОПАССАН

Мопассан (Анри Рене Альберт Гюи de Maupassant) - известный франц.романист (1850 - 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшемув Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя матьего, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, попрофессии врач, умер в лечебнице душевнобольных. Поступив в коллегию,содержимую духовенством, бойкий юноша не мог ужиться с монашескойдисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс.Проделав франко-прусскую кампанию простым рядовым, М. пополнил своеобразование чтением и особенно пристрастился к естествознанию иастрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственногонедуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и, благодаряразнообразному спорту, сделался совсем богатырем. Разорение, постигшееего семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, гдеон пробыл около 10 лет. Плохой служака, М. тяготел к литературе. Втечение свыше шести лет М., тесно сблизившийся с Флобером, сочинял,переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил он впечати, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым исовершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в1880 г., вместе с повестями Зола, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, всборнике "Les soirees de Меdan". Начинающий писатель поразил своей"Bonie de suif" литературные кружки, проявив тонкую иронию и большоеискусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том жегоду М. выпустил сборник стихотворений: "Vers" (1880), среди которыхособенно замечательны пьесы: "Le mur", "Au bord de l'еаu", "Desirs" и"Venus rustidne". Помещенный там же драматургаческий опыт в стихах("Histoire du vieux temps") доставил М. положение хроникера в газете"Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в начале своейлитературной деятельности и прослыл последователем Зола, он далеко небыл сторонником "натуралистической" школы, признавая ее узкой иодносторонней. В предисловие к роману "Pierre et Jean" М. осуждаетдоктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставитискусство ясно и убедительно воспроизводит перед читателем своисубъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчествазаключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, скольков искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующихосновную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает ивоспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом: надо только,чтобы он был художником. В сущности любой из писателей, хотя бы иреалист, создает себе, сообразно со своей индивидуальностью, особуюиллюзию внешнего мира - мрачную или жизнерадостную, поэтическую,циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводитьименно свои иллюзии, с помощью доступных ему приемов творчества и еслион действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и егочитателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательнорассматривать то, о чем собираешься писать - тогда только и находишь внем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю, - разве кромегениев, находящихся под влиянием непреодолимой силы творчества, -приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей ипонятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно тольконастоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для егоопределения, один глагол для выражения ее действия - и их то именно надонайти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, поставивсебе приблизительно подобные же эстетические идеалы, наложил путы насвое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М.,наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создалцелый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке по именипервого разсказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупныероманы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierreet Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur" (1890), аравно и описания пережитого и передуманного за время экскурcий: "AuSoleil" (1884), "Sur l'eau" (1888) и "La vie en ante" (1890). Этипроизведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французскойновеллистики. Лучшие французские критики единогласны в восторженныхприговорах о М. По словам Зола, он удовлетворяет все умы, затрагиваявсевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, чтообладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и беcхитростнойвеселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М. влитературной среде пользуется расположением издавна, благодаря починуТургенева; он близко узнал М. у Флобера и ставил его, какповествователя, непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менеесочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целуюстатью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни мнению Льва Толстого,"едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что всеблаго, весь смысл жизни - в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, которыйдо такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самогоявления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благожизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем нестеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственноенапряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости,бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней засчастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества ипосредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизньтаинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервнымприпадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадаетв беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, чтоускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в рядеповестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и личнодля себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художникипроникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат."Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж.де Гонкур) - разве не оттого они погибли, что усиленно старалисьповалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?" Нисветские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevuedes denx Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сценеGymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию"La Paix du menage" - ничто не могло восстановить нарушенное душевноеспокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его допокушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близПасси, М. сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйствастали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел егов могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно вжурналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К XIIт. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А.Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с большойбрезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков;подробности его жизни мало известны и не дают материала длясколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.