Значение МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ

запись звука, система записи звука посредством изменения формы носителя при механическом воздействии на него. М. з. является первой практической системой звукозаписи. Ещё в начале 19 в. при исследовании звуковых сигналов физики стали записывать колебания некоторых источников звука. Эти записи предназначались только для визуального изучения и не могли быть воспроизведены. В 1877 французский учёный Ш. Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и её последующего воспроизведения. Первым аппаратом механической записи и воспроизведения звука был фонограф (заявка на изобретение 1877) американского изобретателя Т. Эдисона . Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения. В 1888 немецкий инженер Э. Берлинер предложил использовать для записи носитель в форме диска. После записи с диска гальваническим способом получали матрицы, которые использовались для прессования граммофонных пластинок . До 50-х гг. 20 в. М. з. была монофонической (см. Монофоническая звукозапись ). В дальнейшем получила распространение также стереофоническая М. з., обеспечивающая лучшее качество звучания (см. Стереофоническая звукозапись ). В начале 70-х гг. 20 в. предложена квадрофоническая М. з., в которой звуковые сигналы, передаваемые по 4 независимым каналам, записываются в одной канавке диска. Такая запись воспроизводится 4 громкоговорителями, располагаемыми по углам комнаты.

Процесс М. з. делится на 3 этапа: перезапись с магнитной ленты на лаковый диск, изготовление матриц и прессование грампластинок. Установка для перезаписи на лаковый диск состоит из магнитофона, электронного устройства для усиления и коррекции электрических сигналов и станка записи ( рис. ), имеющего движущий механизм, рекордер и устройство управления. Преобразование электрических сигналов в механические колебания осуществляется рекордером, резец которого вырезает на лаковом диске канавку, модулированную звуковым сигналом. Стереофонический рекордер имеет две (по числу каналов) независимые динамические системы, связанные с одним резцом. Сигналы каждого канала раздельно записываются на левую и правую стенки канавки. Для получения металлических оригиналов и матриц, с которых затем будут изготавливаться грампластинки, запись с лакового диска переносится гальванопластическим способом на металлические диски. Для этого лаковый диск сначала покрывают тонким слоем серебра, а затем - никелевой плёнкой, на которую наращивают слой меди. После отделения лакового диска получают первый оригинал. Аналогичным образом получают вторые оригиналы, с которых изготавливают никелевые матрицы . Эти матрицы прикрепляются к подогреваемым пресс-формам . Прессование грампластинок из синтетических материалов производится гидравлическими прессами.

Для воспроизведения М. з. служат электропроигрыватели . Преимущества М. з. - массовое тиражирование грампластинок, их относительная дешевизна и простота обращения, а также возможность надёжного хранения записи длительное время в металлических оригиналах (матрицах), основные недостатки - сравнительно быстрый износ грампластинки из-за непосредственного механического контакта граммофонной иглы с ней, невозможность монтажа и стирания записи.

Лит.: Калашников Л. А., Очерк развития техники механической записи звука, 'Тр. института истории естествознания и техники', 1959, т. 26; Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д., Механическая звукозапись, М. - Л., 1964; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М., 1964.

Ю. А. Вознесенский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.