Значение МЕРИМЕ ПРОСПЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЕРИМЕ ПРОСПЕР

(Merimee) Проспер (27.9.1803, Париж, - 23.9.1870, Канн), французский писатель. Член Французской академии с 1844. Родился в семье художника; окончил юридический факультет Сорбонны (1823). Романтический интерес к экзотическим странам нашёл отражение в первых сочинениях М. - сборник пьес 'Театр Клары Гасуль' (1825). М. приписал свои пьесы выдуманной испанской комедиантке. В них было немало откликов на французскую действительность, а также тонкая пародия на реакционный романтический театр с его мелодраматичностью. Сборник 'Гузла' (1827) снова был мистификаторской имитацией, на этот раз - иллирийских народных песен. М. создал произведение, близкое народному творчеству, и ввёл в заблуждение А. С. Пушкина ('Песни западных славян') и А. Мицкевича. В 'Гузле' раскрывались реалистическими приёмами характеры героев, оказавшихся в конфликте с обществом.

М. привлекали напряжённые моменты в жизни народов. Он обратился к историческому прошлому Франции в драматической хронике 'Жакерия' (1828) и в романе 'Хроника царствования Карла IX' (1829). В новеллах конца 20-х гг. (сборник 'Мозаика', 1833) М. снова изображает сильные и цельные характеры, которых ещё не коснулось 'разлагающее' влияние цивилизации ('Матео Фальконе', 'Таманго'). Современная действительность нашла отражение в новеллах 'Этрусская ваза' и 'Партия в триктрак' (обе - 1830). Пустота и лицемерие буржуазного общества, власть денег с иронией и сарказмом показаны в новеллах 30-40-х гг.: 'Двойная ошибка', 'Арсена Гийо', 'Аббат Обен'; столкновение буржуазной морали с примитивными, но более справедливыми нравственными нормами - в 'Венере Илльской', 'Коломбе', 'Кармен' (1845). Проза 30-40-х гг. - вершина творчества М. Используя приёмы 'рассказа в рассказе', 'вставной новеллы', вводя в текст якобы найденные старые письма или неожиданные исторические и филологические экскурсы, М. создаёт внешне спокойное, суховатое повествование.

Незаурядным мастерством отмечены научные работы М. - книги очерков ('Заметки о путешествии по югу Франции', 1835, и др.), исследования по архитектуре средневековья, по древнеримской истории, истории Испании, Украины, России, критические статьи. После 1848 литературная активность М. пошла на убыль. В эти годы усилился интерес М. к русской культуре. Он сблизился с А. И. и И. С. Тургеневыми, С. А. Соболевским; в цикле статей о Н. В. Гоголе, Тургеневе, Пушкине и в переводах их произведений М. выступил страстным пропагандистом русской литературы. Интерес к славянской тематике отразился в поздней новелле М. 'Локис' (1869). На сюжеты М. написаны пьесы, музыкальные комедии, оперы, в том числе 'Кармен' Ж. Бизе (1875), созданы многие фильмы.

Соч.: -uvres complètes, v. 1-12, P., 1927-33 (изд. не законч.); Romans et nouvelles, t. 1-2, P., [1967]; Histoire du règne de Pierre ie Grand, P., 1947; Correspondance generale, t. 1-17, P. - Toulouse, 1941-64; в рус. пер, - Собр. соч., т. 1-3, М.-Л., 1933-34; Собр. соч., т. 1-6, М., 1963.

Лит.: Виноградов А, К., Мериме в письмах к Соболевскому, М., 1928; История французской литературы, т. 2, М., 1956; Trahard P., [Merimee], t. 1-4, 1925-30; Baschet R., Merimee, P., 1958; Leon P., Merimee et son temps, P., 1962.

Библиографич. изд.: Паевская А. В., Данченко В. Т., Проспер Мериме. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1828-1967, М., 1968; Raitt A. W. P. Merimee, L., [1970]; Trahard P. et Josserand P., Bibliographie des -uvres de P. Merimee, P., 1929.

А. Д. Михайлов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.