1.[/b] [trn][m2]Николай Филиппович [1805—1864] — писатель, сын вольноотпущенника. Получил образование в Московском театральном училище и затем в Московском университете (юридический факультет). Служил в суде и канцелярии московского губернатора. В 1837 П. женился на К. Яниш (поэтесса Каролина Павлова). Дом П. стал широко известным в Москве лит-ым салоном. Лит-ую деятельность П. начал в 1825, напечатав стихи в «Московском телеграфе» и других журналах. Известность приобрел повестями «Именины», «Аукцион», «Ятаган», к-рые появились в 1835 в сб. «Три повести» и были запрещены к переизданию. [m2]393 В 1839 вышел сб. «Новые повести» («Маскарад», «Демон» и «Миллион»), уже не имевший успеха первого сборника. В дальнейшем П. писал лишь изредка критические статьи и заметки. В творчестве Павлова 30-х гг. нашел свое выражение протест мелкобуржуазных слоев против феодально-дворянского гнета. Однако впоследствии эти протестующие настроения были сильно приглушены влиянием господствующей дворянской идеологии. Обличительная социальная направленность его повестей, замаскированный протест против крепостничества и военно-бюрократического строя николаевской монархии особенно резко прозвучали на фоне общей политической реакции 30-х гг. В повести «Именины» напр. он поставил проблему крепостной интеллигенции. Безыменный герой повести, талантливый крепостной музыкант, говорит о себе: «Я был существо, исключенное из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может внушить мысли, о к-ром нечего сказать и к-рого нельзя вспомнить». Героя постигает тяжелая жизненная катастрофа, и даже шинель николаевского солдата кажется ему избавлением: «...меня уже не пугала барская прихоть, я сделался слугой не людей, а смерти». Тяжелые картины николаевского [m2]394 военного режима нашли свое отражение в повести «Ятаган», вызвавшей особенное возмущение со стороны Николая I. В «Аукционе», «Маскараде», «Демоне» и «Миллионе» П. стремился разоблачить светский и чиновный мир. Эта обличительная сторона творчества Павлова обеспечивала ему успех у демократического читателя 30-х годов. Мастерство Павлова как в умелом построении сюжета, так и в психологической обрисовке характеров было отмечено современной ему критикой. В последнее время о мастерстве П. писал Н. Л. Степанов, который отметил, что Павлов вслед за Пушкиным переносит в русскую повесть методы французской новеллы, прежде всего Мериме. Влияние Мериме сказывается в композиции и стиле повестей Павлова. От Мериме идет сюжетная усложненность, неожиданная развязка и показ психологии героев. Недаром «изображение характеров» у П. особенно высоко оценивалось его современниками. П. был для 30-х гг. общепризнанным стилистом: отрывки из его повестей приводились в хрестоматиях как образцы слога. В дальнейшей своей журнальной и публицистической деятельности Павлов не сохранил обличительной силы «Трех повестей». Не поднявшись до ясного и резкого отрицания крепостного права, обличая его отдельные уродливые стороны, Павлов постепенно становится все умереннее и умереннее. В «Четырех письмах к Гоголю» по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» П. не смог дать реакционному выступлению Гоголя социальной оценки и полемизировал с ним больше по поводу отдельных противоречий. В конце своей жизни П. выступил в качестве редактора газ. «Наше время» [1860—1862], переименованной в 1863 в «Русские ведомости», и по своим воззрениям сомкнулся с идеологами реакционного дворянства. Библиография: I. Три повести, СПБ, 1835 («Именины», «Аукцион», «Ятаган»); переизданы в 1931 «Издательством писателей в Ленинграде» со вступит. статьей Н. Степанова; Жизнь и деяния Вездесуева, со всеми достопамятными его происшествиями. Нравственно-сатирическая повесть, СПБ, 1835; Тяжба двух косых, или не хвались, шедши в суд, а хвались, вышедши из суда. Нравственно-сатирическая повесть, заимствованная из предания XVIII ст., СПБ, 1836; Новые повести. Маскарад, Демон, Миллион, СПБ, 1839; Четыре письма к Н. В. Гоголю, «Московские ведомости», 1847, №№ 28, 38 и 46 (По поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»; перепеч. в «Современнике», 1847, №№ 5, 6, и в «Русском архиве», 1890, № 2); Разбор комедии графа В. А. Сологуба «Чиновник», М., 1857; Биограф-ориенталист, «Русский вестник», т. VIII, 1857 (по поводу соч. В. Григорьева о Т. Н. Грановском); Из Московских записок, «Русский вестник» 1859, № 8; Отрывок из неоконченной повести и из рукописей, оставшихся после покойного Н. Ф. Павлова, «Петербургская газета», 1868, №№ 50 и 57. Кроме того П. поместил ряд лирических стихотворений в «Московском телеграфе» (1825—1829), «Телескопе» (1831—1832), «Молве» (1832), «Московском наблюдателе» (1835—1838), несколько водевилей (в альм. «Радуга», 1830; «Московском вестнике», 1830, ч. 1; «Молве», 1832, № 8), перевел в стихах французскую переделку трагедии Шиллера «Мария Стюарт» (M., 1825) и прозой — «Венецианского купца» Шекспира («Отечественные записки», 1839, № 9). В «Русском вестнике» за 1856—1859 напечатал несколько стихотворений и ряд статей, наделавших немало шуму. С 1860 по 1862 П. под своей редакцией издавал политическую лит-ую газ. «Наше время» (с 1863 — «Русские ведомости», где опубликовал ряд статей [между прочим известную статью о «Грозе» Островского (1860, №№ 1 и 4) и др.]. [m2]395 II. Арсеньев И., Н. Ф. Павлов, Москва, 1864; Каченовский М. Т., Полевой и Н. Ф. Павлов, Четыре рассказа из их жизни, «Русская старина», 1875, № 3; Панаев И., Литературные воспоминания, СПБ, 1876; Пономарев С., Н. Ф. Павлов, СПБ, 1889; Сухомлинов М., Исследования и статьи по истории русской литературы и просвещения, т. II, СПБ, 1889; Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову, «Русское обозрение, 1894, № 5; Д. П., Н. Ф. Павлов, «Русское обозрение», 1895, № 3; Попов М. М., Мелкие рассказы, «Русская старина», 1896, № 3; Мазаев М., Павлов Н. Ф., «Русский биографический словарь», т. «Павел — Петр», СПБ, 1902; Степанов Н., Вступительная статья к изд. повестей Павлова в 1931 (см. выше). III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902. С. Леушева 2.[/b] [trn][m2]Федор Павлович [1892—1931] — чувашский писатель-драматург и композитор. Р. в с. Батыреве, Цивильского района, в семье зажиточного крестьянина. П. начал свою лит-ую деятельность как беллетрист (на русск. яз.) еще до революции. В годы гражданской войны он определился как советский драматург. Его комедия «На суде», построенная на материале бытовых конфликтов в мелкокрестьянской семье, своим острием направлена против косной отсталости чувашской деревни. Это произведение нравоучительного характера в народнически-просветительском духе. В развертывании действий П. не выходит за пределы семейно-бытовых рамок и не раскрывает социальной причины невежества, дикости, фанатизма. Более значительна в художественном отношении драма Павлова «В деревне», в которой изображается тяжелое, все более ухудшающееся социально-экономическое положение чувашского мелкого крестьянства при царизме, становящееся катастрофичным в годы империалистической войны. В этом произведении дан ряд образов кулаков и бедняков. Однако писатель не идет дальше одностороннего показа фактов, освещаемых им под углом зрения либерального народничества. Беднота в его изображении крайне инертна и пассивна, не способна к борьбе против царизма. Такой показ бедноты далеко не отражает действительных настроений трудящихся масс в последние годы войны и накануне революции. Мелкобуржуазные воззрения П. получили наиболее полное выражение в его музыкальном творчестве. В ряде его музыкальных произведений, в научно-исследовательских работах по музыке проводятся националистические тенденции. За последние годы П. как композитор начал преодолевать классово чуждые влияния, выявляя стремление приблизиться к новому революционному искусству пролетариата, но смерть прервала начавшийся процесс внутренней перестройки Павлова. В чувашской литературе он остался попутчиком. Творчество П. дает образцы большого мастерства, и этим оно ценно для советской литературы Чувашии. Библиография: I. Сутра (На суде), Комедия в 1 д., «Шурм пусь», 1919, № 5, и журнал «Сунтал», 1928, № 5; Йалта (В деревне), Драма в 4 действиях, Чебоксары, 1922. II. «Сунтал», 1931, №№ 7—8. III. Подробный библиографический указатель к музыкальным, научно-исследовательским работам Павлова, «Сунтал», 1931, № 9. Д. Данилов
Значение слова ПАВЛОВ в Литературной энциклопедии
Что такое ПАВЛОВ
Литературная энциклопедия. 2012