краски , суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах , изготовляемых из масел растительных с достаточно высокой способностью к высыханию или маслосодержащих алкидных смол . Пигментами в М. к. служат двуокись титана, охра, железный сурик, окись хрома, свинцовый крон и др., наполнителями, которые применяют главным образом для экономии пигментов, - тальк, каолин, слюда и другие. В качестве вспомогательных компонентов в состав М. к. вводят ускорители высыхания ( сиккативы ) - растворимые в олифах соли кобальта, марганца, свинца, а также поверхностно-активные вещества ; последние облегчают диспергирование пигментов и наполнителей при получении М. к. В промышленности выпускают М. к. двух видов: так называемые густотёртые (пастообразные) и готовые к употреблению (жидкие). При получении густотёртых М. к. сначала готовят в смесителе однородную пигментную пасту, а затем растирают её на краскотёрках. Готовые к употреблению М. к. получают путём перемешивания всех компонентов в шаровых мельницах или разбавлением густотёртых красок олифой. М. к. наносят на поверхность кистью, валиком, распылением (см. Лакокрасочные покрытия ). Образование плёнки при высыхании слоя М. к. обусловлено окислительной полимеризацией растительных масел. Скорость высыхания и свойства плёнки зависят от типа масла и пигмента, а также от условий сушки (температуры, освещённости). Плёнки М. к., высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твёрдостью и водостойкостью и разрушаются под действием щелочей. При повышении температуры сушки показатели плёнок улучшаются. Например, плёнки, высушенные при 250-300 |С, стойки в слабых растворах щелочей. М. к. просты в применении, дёшевы. Основная область их использования - окраска стен, крыш и т. д. Об эмалевых М. к. см. Масляные лаки .
Помимо М. к. общего назначения, важное значение имеют также художественные М. к., которые готовят растиранием пигментов в отбелённом рафинированном льняном масле (иногда с добавками орехового и подсолнечного). Эти М. к. наносят на предварительно загрунтованные холст или древесину. См. также Масляная живопись .
Лит. см. при статье Краски .