Значение МАБЛИ ГАБРИЕЛЬ БОННО ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАБЛИ ГАБРИЕЛЬ БОННО ДЕ

(Mably) Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль, - 23.4.1785, Париж), французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Из дворянской семьи. Учился в иезуитском коллеже и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатической службе; в 1746 оставил её и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям. В основе взглядов М. на общество лежали теории общественного договора и естественного права . Первоначально, утверждал М., общественная жизнь была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Полемизируя с физиократами , М. доказывал, что частная собственность не является элементом 'естественного порядка', а возникла 'по воле людей', не сумевших предусмотреть последствий её установления; она - основной источник всех несчастий человечества (см. Избранные произведения, М. - Л., 1950, с. 125). Скромная жизнь при общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. - аскетический коммунизм. М. считал, что хотя 'система общности' имуществ отвечает принципам разума, восстановить её невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделённом на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить (богатые не хотят 'строя общности', народ же забит, у него отсутствует 'принцип равенства'). Таким образом, М. отверг веру философов 18 века во всесилие разума и подошёл к мысли о зависимости взглядов и поведения людей от их имущественного положения. Единственно практически возможное, по мнению М., - это уменьшение имущественного неравенства. Для этого он предлагал уравнительные мероприятия: ограничение потребностей, пресечение роскоши. М. считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал за ним право изменять существующее правление. М. оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.

Произведения М., в которых пропагандировались идеи народного суверенитета, способствовали идеологической подготовке Великой французской революции. На коммунистические идеи М. ссылались Г. Бабёф и Ф. М. Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский язык А. Н. Радищевым ('Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков', 1773).

Соч.: Collection complete des oeuvres, t. 1-15, P., 1794-95; в русском переводе - Избранные произведения, М. - Л., 1950; Начальные основания нравоучения, ч. 1-3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1-3, [СПБ], 1812.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 315; Сафронов С. С., Политические и социальные идеи Мабли, в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960; Lecercle J. L., Utopie et realisme politique chez Mably, в сборнике: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26, Gen., 1963.

А. А. Макаровский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.