Значение МАРЛО КРИСТОФЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАРЛО КРИСТОФЕР

(Marlowe) Кристофер (февраль 1564, Кентербери, - 1.6.1593, Дептфорд), английский поэт и драматург. Сын сапожника. По окончании Кембриджского университета получил степень бакалавра, затем магистра. Отказавшись от духовной карьеры, в 1587 уехал в Лондон, где стал актёром, затем драматургом плеяды так называемых университетских умов, сочетая в своём творчестве гуманистические взгляды и учёность с традициями английского народного театра. Последние годы жизни М. находился под наблюдением тайной полиции, куда поступали доносы о его атеистических и республиканских высказываниях. Убит в спровоцированной трактирной ссоре.

Первая трагедия М. 'Тамерлан Великий' (1587-88, издана 1590) - драматизированная биография Тимура, в чьи уста М. вложил дерзкие богоборческие тирады. В центре второй пьесы 'Трагическая история доктора Фауста' (по новейшим данным, 1592, издана 1604) - образ чернокнижника, учёного доктора, для которого знание выше всего, ради него он восстаёт и против религии. Титанизм присущ герою трагедии 'Мальтийский еврей' (около 1588, издана 1633). В образе ростовщика Варравы М. преодолел статичность своих прежних героев; усиливается его критическое отношение к безудержному индивидуализму и аморализму 'сильных' людей. М. отошёл от свободной композиции ранних трагедий, ввёл интригу, определяемую развитием характера героя. В исторической хронике 'Эдуард II' (1593, издана 1594) М. уже лишил героев исключительности, приблизив их к жизни; устранена риторика в языке действующих лиц. В исторической хронике М., как позднее в хронике Шекспира, обсуждаются актуальные политические проблемы.

Созданная М. трагедия - новый этап в развитии жанра. Из нагромождения ужасов и кровавых преступлений она стала средоточием больших общественных идей. Пролагая дорогу Шекспиру, М. отказался от рифмы, покончил с традиционной цезурой, сделал не фразу, но целый период единицей выражения поэтической мысли. Язык трагедии М. обогатил интонациями, образностью и фразеологией лирической поэзии.

Соч.: The works..., v. 1-6, L., 1930-33; Plays and poems, L., 1955; в русском переводе - Сочинения. Вступительная статья А. Парфенова, М., 1961.

Лит.: Стороженко Н. И., Предшественники Шекспира..., в его книге: Очерк истории западноевропейской литературы, М., 1916; Морозов М. М., Кристофер Марло, в его книге: Избранные статьи и переводы, М., 1954; Парфенов А., Кристофер Марло, М., 1964; Bakeless J., Chr. Marlowe. The man and his time, N. Y., 1937; Boas F., Marlowe and his circle, L., 1931; его же, Chr. Marlowe. A biographical and critical study, Oxf., 1940; Knoll R. Е., Christopher Marlowe, N. Y., 1969; Marlowe. Doctor Faustus. A casebook, L., 1969 (есть библиография).

М. А. Нерсесова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.