(Македониоjа), Социалистическая Республика Македония (СРМ; Социjалистичка Република Македониja), республика в составе Югославии (СФРЮ), в юго-восточной части страны, в бассейне реки Вардар. Площадь 25,7 тысячи км2. Население 1,7 млн. человек (1971). По переписи 1971 македонцев насчитывается 1142 тысячи человек, кроме того, в М. проживают албанцы, турки, сербы, хорваты, черногорцы, болгары. Естественный прирост населения вдвое больше среднего прироста по СФРЮ. В городах живёт около 1/2 населения (1971). Крупные города - столица - Скопье (Скопле), Битола, Прилеп, Куманово, Тетово и другие. В административном отношении территория М. разделена на общины.
Природа. Большую часть территории М. занимают средневысотные горы (высота до 2764 м в пределах хребта Кораби на границе с Албанией) с плоскими пенепленизированными вершинами и крутыми глубоко расчленёнными склонами. Сложены кристаллическими сланцами, доломитами, известняками; местами развит карст. Горы разделены тектоническими понижениями, занятыми озёрами (Охридским, Преспанским - самыми большими в Югославии) или долинами рек (главным образом бассейн реки Вардар). Часты землетрясения (в 1963 разрушен город Скопье). Имеются месторождения магнетита (близ Дамяна), железной руды (вблизи Кичево), свинцово-цинковых руд (Кратово-Злетовская горнорудная область).
Климат средиземноморский. Лето жаркое сухое, зима мягкая дождливая. Долины возделаны, на склонах до высоты 2000 м - смешанные леса и кустарники, выше - остепнённые горные луга.
Исторический очерк. СРМ создана на территории Вардарской Македонии (см. Македония , историческая область), которая в 1918 в составе Сербии стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия). Вардарская М. являлась одним из самых отсталых районов королевской Югославии. Сельское хозяйство, в котором было занято около 3/4 населения, отличалось низким уровнем развития. Удельный вес промышленного производства был незначителен, рабочий класс крайне малочислен (в 1938 на 1 тысячу жителей приходилось 7 рабочих в промышленности). Основные отрасли промышленности - пищевая, табачная, добыча цветных металлов; преобладало мелкое, большей частью кустарное производство. Накануне 2-й мировой войны 1939-1945 свыше 1/2 предприятий М. имело не более чем по 25 рабочих, лишь 1/5 - свыше 50 . Около 2/3 жителей старше 10 лет были неграмотны. Сербская буржуазия, занявшая господствующее положение в королевской Югославии, проводила в Вардарской М. политику национального угнетения. Само название 'Македония' было вычеркнуто из официального лексикона, проводилась насильственная сербизация. Социально-экономический и политический гнёт вызывал сопротивление. Сопротивление великосербскому гнёту содействовало становлению македонской национальной общности. Создавались македонские культурные общества и кружки, формировался македонский литературный язык. Закладывались основы македонской национальной литературы, чему способствовала активная деятельность передовых общественных сил, коммунистов, прогрессивной интеллигенции. Шёл процесс формирования македонской нации.
В апреле 1941 в результате фашистской агрессии и оккупации Югославии странами гитлеровского блока большая часть Вардарской М. была оккупирована монархо-фашистской Болгарией, остальные районы - фашистской Италией. Летом - осенью 1941 югославские народы под руководством компартии Югославии поднялись на вооружённую борьбу против захватчиков (см. Народно-освободительная война народов Югославии 1941-1945 ) . 11 октября 1941 началась вооружённая освободительная борьба в Вардарской М. (дата отмечается ежегодно как День восстания народа М.), явившаяся составной частью общеюгославского народно-освободительного движения. В 1943 в Вардарской М. создаются освобожденные партизанские территории, где действовали народно-освободительные комитеты - органы революционной власти. В ноябре 1943 на 2-й сессии Антифашистского веча народного освобождения Югославии принято решение, что новая Югославия будет строиться как демократическая федерация равноправных народов, в том числе македонцев. 2 августа 1944 Антифашистское собрание народного освобождения М. на своей 1-й сессии конституировалось как высший орган власти М., входящей в демократическую федеративную Югославию. После вступления Советской Армии на Балканы территория М. была окончательно освобождена в ноябре 1944 от фашистских оккупантов действовавшими здесь частями Народно-освободительной армии Югославии при участии войск правительства Отечественного фронта Болгарии. В апреле 1945 образовано первое народное правительство М. В ноябре 1945 провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ); одной из шести народных республик, входивших в состав ФНРЮ, была и Народная Республика М. (НРМ). Положение и суверенные права НРМ как равноправного члена Федерации закреплены конституцией ФНРЮ (январь 1946) и конституцией НРМ (декабрь 1946). В соответствии с конституциями Югославии и М., принятыми в апреле 1963, М. - Социалистическая Республика в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ).
Под руководством компартии в М., как и во всей Югославии, были проведены глубокие революционные преобразования. В результате аграрной реформы (1945) ликвидировано крупное частное землевладение, наделено землёй свыше 18 тысяч семей безземельных и малоземельных крестьян, значительные массивы земли стали общественной собственностью. Была экспроприирована буржуазия, проведена национализация промышленности, торговли, банков, транспорта; общественный сектор стал господствующим в этих отраслях. Югославия встала на путь социалистического строительства, важнейшей задачей которого в М. стали индустриализация, преодоление экономической и культурной отсталости республики. В ходе индустриализации построены десятки новых, оснащенных современной техникой промышленных предприятий, появились новые отрасли промышленности (чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая), расширилась горнодобывающая промышленность. Фактически заново создана текстильная промышленность. Промышленное производство выросло в 1971 по сравнению с 1939 примерно в 35 раз. В республике сложились кадры рабочего класса, за годы социалистического строительства число промышленных рабочих увеличилось более чем в 10 раз. В сельском хозяйстве СРМ, также как и в сельском хозяйстве всей СФРЮ, социалистические отношения ещё не стали (в отличие от промышленности) господствующими. После победы революции наступил новый этап формирования и развития македонской нации в условиях социалистического строительства, в процессе которого осуществлялась ликвидация неграмотности, шло создание системы образования на родном языке, приобщение трудящихся к достижениям науки и культуры, создание новой, народной интеллигенции, формирование македонской национальной социалистической культуры (см. ниже разделы Культурное строительство и здравоохранение, Литература, Архитектура и изобразительное искусство, Музыка, Театр). Сложился македонский литературный язык, ставший одним из основных языков СФРЮ (в 1945 утверждены азбука и правописание). В СРМ созданы кадры инженерно-технической интеллигенции, учителей, врачей, агрономов и других специалистов. Наряду с развитием македонской национальной культуры развивается и культура других национальностей СРМ (алоанцев, турок и других). Права национальностей зафиксированы в конституции СРМ. Важнейшие факторы социалистического развития - общественно-политическая активность трудящихся СРМ, деятельность Союза коммунистов Югославии и Союза коммунистов М. как его составной части.
Л. Я. Гибианский.
Хозяйство. В условиях социалистического строительства, при содействии всей Федерации, М. превратилась из отсталой аграрной области в республику со значительным удельным весом промышленности. В 1971 на долю промышленности приходилась почти 1/3 её национального дохода, а на долю сельского хозяйства около 1/4. В то же время из общего количества экономически активного населения в сельском хозяйстве занято около 45%, в промышленности только 15%. Экономика СРМ развивалась более высокими темпами, чем экономика других республик Югославии, однако М. всё ещё остаётся одним из наименее развитых районов СФРЮ. В 1971 в СРМ был самый низкий среди республик СФРЮ показатель доли промышленной продукции на одного занятого в промышленности. Преобладающее место в промышленности занимают лёгкая, преимущественно текстильная (1/5 национального дохода, созданного в промышленности СРМ), пищевая и табачная промышленность. Продукция этих отраслей имеет общеюгославское значение, СРМ даёт 1/5 продукции хлопчатобумажной пряжи СФРЮ, 1/2 табака и 1/4 сигарет, 1/6 овощных консервов. Основные центры текстильного производства - Тетово (комбинат шерстяных изделий 'Тетекс'), Штип (хлопчатобумажный комбинат 'Македонка'), Титов-Велес (шёлкоткацкий комбинат имени Нончи Камишовой). Главный центр табачной промышленности - Прилеп. Пищевая промышленность распространена повсеместно, но её главные центры - Скопье, Битола, Прилеп, Куманово. Развивается кожевенно-обувное производство (в Скопье, Куманово), деревообрабатывающая промышленность на базе местных лесов (лесопромышленный комбинат 'Црн бор' в Прилепе, целлюлозно-бумажный фабрика в Кочанах и др.). Важное место в экономике СРМ занимает горнодобывающая промышленность. Месторождение 'Злетово - Саса' даёт примерно 1/5 общеюгославской добычи свинцово-цинковой руды. Общеюгославское значение имеет добыча хромовой руды в районах городов Скопье, Тетово, Куманово. Добываются также руды других цветных металлов, железная руда, марганец. На этой основе развивается металлургия, особенно цветная, и химическая промышленность. Среди предприятий этих отраслей одни из самых больших в СФРЮ - металлургический комбинат в Скопье (мощностью в 1 млн. т чугуна в год), химический завод имени Наума Наумовского-Борче в Скопье, завод сварных труб и стальных профилей близ Куманово, а также свинцово-цинковый завод в городе Титов-Велес, электрохимическое предприятие в Егуновцах, завод алюминиевых полуфабрикатов и конструкций в Скопье и другие. СРМ даёт значительную часть общеюгославского производства некоторых полимеров (в том числе весь додецилбензол, всё полиакрилонитрильное волокно, свыше 1/2 поливинилацетата). Производятся некоторые виды станков, промышленного оборудования и инструментов, электроприборов, сельскохозяйственных машин, автодетали. Наиболее крупные предприятия - металлообрабатывающий завод имени Тито и завод автокузовов имени 11 октября в Скопье, завод холодильников в Битоле. Значительно производство стройматериалов (цемент, мрамор, строительная и хозяйственная керамика), огнеупоров, стекла и фарфора.
Электроэнергия производится на ГЭС (1,2 млрд. квтTч в 1971). Созданы гидроэнергетические системы ('Маврово', на реке Горни-Дрим и другие).
В сельском хозяйстве происходит процесс механизации (3,6 тысячи тракторов в 1971) и освоения новых земель за счёт мелиорации. С 1960 по 1971 сельскохозяйственное производство в общественном секторе выросло почти в 3 раза, в индивидуальном секторе за это же время лишь на 1/3. Общественный сектор включает сельскохозяйственные имения, агрокомбинаты и агропромышленные комплексы, различного рода кооперативы. Ему принадлежит около 1/4 обрабатываемой площади СРМ, большая часть сельскохозяйственных машин, на него приходится свыше 35% общественного продукта сельского хозяйства и свыше 44% товарных сельскохозяйственных закупок. У индивидуальных крестьянских хозяйств 3/4 обрабатываемой площади и большая часть скота. В сельском хозяйстве установлен максимум владения землёй в 10 га , ограничен наём рабочей силы. Возделываются зерновые (пшеница, кукуруза, рис), технические культуры (табак, хлопчатник). Развито овощеводство, садоводство, виноградарство. На СРМ приходится весь рис и хлопок, производимые в СФРЮ, свыше 1/2 табака, перца, столового винограда, свыше 1/3 помидоров и свыше 1/5 яблок. В СРМ сосредоточено около 1/4 общеюгославского поголовья овец (СРМ даёт свыше 1/3 общеюгославского производства шерсти, по производству мяса занимает 2-е место после Сербии среди республик СФРЮ), широко развито птицеводство. Лесное хозяйство в горных районах. Рыболовство в крупных озёрах - Охридском, Преспанском, Дойранском. Важной отраслью экономики СРМ является туризм.
Л. А. Авдеичев, Л. Я. Гибианский.
Культурное строительство и здравоохранение. В 1939 около 2/3 жителей М. старше 10 лет были неграмотными. В 1971 число неграмотных сократилось до 18%, причём основную часть неграмотных составляли лица старше 35 лет. Основным видом школы является восьмилетка. В 1970/71 учебном году в 8-летних школах обучалось свыше 260 тысяч учащихся. Полное среднее образование дают гимназии (в 1970/71 учебном году свыше 20 тысяч учащихся). Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, сельскохозяйственные, технические и другие специальные школы, школы по образованию взрослых (в 1970/71 учебном году в них занималось свыше 42 тысяч человек). Значительного развития достигло высшее образование. В 1939 в Скопье имелось только отделение философского факультета Белградского университета (около 120 студентов). В 1971/72 учебном году на 9 факультетах основанного в 1949 университета в Скопье, а также в 11 других высших учебных заведениях СРМ обучалось свыше 32 тысяч студентов.
Имеется ряд научных учреждений и обществ: институты - национальной истории, фольклора, экономический, гидробиологический, геологический. Общества - физиков и математиков, географов и другие. В 1967 создана Македонская академия наук и искусств.
В 1971 в СРМ издавалось 80 газет (общим тиражом 21 736 тысяч экземпляров) и 53 журнала (общим тиражом 705 тысяч экземпляров); было издано также 668 названий книг и брошюр общим тиражом 3 634 тысячи экземпляров. Центральный печатный орган СРМ - ежедневная газета 'Нова Македониja', основана в октябре 1944, издаётся в городе Скопье (орган Социалистического союза трудового народа Македонии).
Радиовещание на македонском языке осуществляется радиостанцией в Скопье с декабря 1944. Регулярные передачи телевидения начались в СРМ с 1964.
В 1971 в СРМ было 16 клиник и больниц общего типа, 28 других медицинских стационаров на 9 тысяч коек (около 500 врачей), свыше 1000 поликлиник, амбулаторий, диспансеров, консультаций, медпунктов (свыше 600 врачей, более 400 стоматологов и зубных врачей). На территории СРМ имеется ряд курортов, туристские центры.
Л. Я. Гибианский.
Литература. Для формирования македонской национальной литературы важное значение имела деятельность выдающегося писателя-коммуниста Кочо Рацина (1908-43) - автора первой книги стихов на македонском языке ('Белые рассветы', 1939); существенную роль в 1930-е годы сыграли также К. Неделковски и другие литераторы, творчество которых было тесно связано с революционными и народно-патриотическими традициями. Утверждению реалистических тенденций в драматургии способствовало творчество В. Ильоского, А. Панова, Р. Крле и других. Современная македонская литература развивается, осваивая при этом идейно-художественное богатство мировой прогрессивной литературы, в том числе советской.
В послевоенное 20-летие сложились нормы современного македонского литературного языка. Началось издание македонских литературных журналов ('Нов ден', 'Современост', 'Млада литература' и других). Возникли творческие организации - Союз македонских писателей (1946), общество македонского языка и литературы (1954). В первые послевоенные годы ведущими были жанры поэзии (произведения С. Яневского, Б. Конеского, А. Шопова, Л. Каровского, Г. Тодоровского и других), для которой характерен пафос высокой гражданственности, отражавший радость победы над фашизмом и начавшегося созидательного труда. Интересными поисками в содержании и художественной форме были отмечены литературные дебюты А. Поповского, Р. Павловского и других поэтов. С начала 1950-х годов сказывается влияние модернистских тенденций, нашедших отражение в поэзии З. Йовановича, В. Урошевича, Б. Гюзела и других. Революционно-романтическое и реалистическое изображение минувшей войны и послевоенной действительности свойственно жанру рассказа (И. Бошковски, Г. Абаджиев, Ж. Чинго и другие). В 50-60-е годы утверждаются новые для македонской литературы жанры - повесть и роман. Разнообразные по проблематике, они отразили народно-освободительную борьбу с фашизмом, перемены после установления народной власти: произведения основоположника македонского романа С. Яневского, романы И. Леова, С. Попова, С. Дракула и др. Творчество ряда прозаиков отмечено эволюцией от реализма к экзистенциалистско-сюрреалистической поэтике, к усложнённой манере повествования. Драматургия развивается преимущественно в реалистических традициях (В. Ильоски, К. Чашуле, Т. Арсовски и другие). В целом для македонской литературы этого периода характерна борьба разнородных идейно-эстетических и художественных тенденций. Македонскую литературную критику и литературоведение представляют Д. Митрев, М. Гюрчинов, Б. Конески, Х. Поленакович, М. Хадживасилев и другие.
Развивается также литература турецкого и других меньшинств, живущих на территории СРМ.
А. Т. Сергеев.
Архитектура и изобразительное искусство. В конце 19 - 1-й трети 20 веков застройка городов на территории СРМ была большей частью стихийной и лишённой определённого плана. В годы народной власти по генеральным планам широко ведутся реконструкция и строительство городов, возводятся промышленные сооружения, меняется облик села. В Скопье после землетрясения 1963 по проекту японского архитектора К. Тангэ восстанавливается центр города (где выстроены: Дом профсоюзов, архитектор С. Брезовски; Исторический архив, архитектор Г. Константиновски; Македонский народный театр, архитектор М. Крстоношич), индустриальными методами застраиваются жилые районы. Среди наиболее значительных сооружений 60-х годов - комплекс в память павших в борьбе с фашизмом в Прилепе (архитектор Б. Богданович) и здание аэропорта в Петровце (архитекторы Д. Димитров и Т. Димитров).
Предпосылки для развития современного изобразительного искусства в СРМ во многом были созданы в 20-30-е годы группой живописцев (Л. Личеноски, Н. Мартиноски и другие), писавших в своеобразной декоративной манере пейзажи и сцены народной жизни, портреты и натюрморты, а также первыми профессиональными скульпторами (Д. Тодоровски, П. Хаджи-Бошков и другие).
В изобразительном искусстве СРМ преобладает реалистическое направление (живописцы Д. Протуджер, Л. Мазев и другие; скульпторы В. Митричевски и другие). Его традиции сочетаются в творчестве поколения 60-х годов с поисками новой выразительности (живописцы Г. Чемерски, С. Шемов, график Д. Перчинков, скульптор С. Маневски).
На территории СРМ сохранились руины городов, существовавших до 4-6 веков, Стоби, Скупи, Гераклеи. Характер средневековой архитектуры определялся влиянием архитектуры Византии . Светское зодчество до турецкого завоевания представлено остатками циклопических стен Скопье (535), замка царя Самуила (начало 11 века), крепости в Струмице (11 век). Ранний тип церковной архитектуры - 3-нефная базилика с куполом и хорами (базилика святой Софии в Охриде, около 1037-1050). В 12-14 веках утвердился тип крестово-купольного храма с одной главой (церковь святых Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или пятью (церковь святого Пантелеймона в Нерези, 1164). С конца 13 века фасады построек часто украшались богатой узорной кладкой из камня и кирпича. В эпоху турецкого владычества в городах (Скопье, Битоле, Штипе и других) строились купольные мечети, минареты, постоялые дворы, бани, башнеобразные жилища. К 18-19 векам относятся живописные ансамбли монастырей (например, Иоанна Бигорского, 1743) и различные образцы народного зодчества (жилые дома с симметричным расположением комнат вокруг сеней и изолированным от улицы двором).
Средневековое изобразительное искусство на территории СРМ представлено многими циклами фресок, занимающими важное место в истории восточно-европейской живописи 11-14 веков и обнаруживающими черты местного своеобразия. Значительными памятниками искусства средне-византийского периода являются фресковые циклы в храме святой Софии в Охриде (середина 11 века) и церкви святого Пантелеймона в Нерези (1164). На протяжении полутора веков торжественная отвлечённость образов сменяется их большей эмоциональностью, смягчается линейная манера. С последним расцветом византийского искусства связаны фрески мастеров Михаила и Евтихия в церквах святого Климента в Охриде (после 1295) и святого Георгия в Старо-Нагоричино (1317-18), отличающиеся многообразием сюжетов и обилием реальных (подчас жанровых) деталей. Грубоватая выразительность образов и большая самостоятельность манеры характерны для фресковых циклов в церквах святых Михаила и Гавриила в Лесново (около 1349) и Богоматери в Матейче (около 1355). В эпоху турецкого владычества развитие искусства на территории СРМ замедлилось. Со 2-й половины 18 века живопись испытывает влияние художественных центров Запада и России (семья Фрчкоских, конец 18-20 века; Дж. Зографски и Д. Андонов, конец 19 - 1-я половина 20 веков).
Ярко фольклорный характер имеет резьба по дереву, относящаяся к 12-14 векам; в 17-19 веках в растительный орнамент вплетаются реалистичные фигуры животных и людей. Резьбой на иконостасах известна школа города Дебар (сочетание греческих и венецианских влияний, элементов барокко и рококо).
Резьба по дереву и другие исторически сложившиеся отрасли декоративно-прикладного искусства (чеканка по серебру, вышивка, ковроделие) развиваются в СРМ как народные промыслы.
Н. А. Киселев, В. Н. Белоусов (архитектура конца 19-20 веков).
Музыка. В конце 19 - начале 20 веков на территории СРМ появляются предпосылки развития светской музыкальной культуры. Возникают культурно-просветительские общества, сыгравшие заметную роль в становлении национального музыкального искусства (первое общество основано в 1894 в Велесе). В 1895 в Скопье создан духовой оркестр, в 1907 - певческое общество 'Вардар'. В 1900-х годах началась деятельность первого профессионального музыканта А. Бадева - ученика Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева. В 1928 музыкальный педагог С. Арсич организовала первую в М. музыкальную школу в Скопье, в 1934 там же была основана музыкальная школа имени Мокраняца, в 1937 - струнный квартет. К 1930-м годам относится творчество профессиональных композиторов - С. Гайдова, Ж. Фирфова и других. В конце 30-х годов активную концертную деятельность и пропаганду македонской музыки вела группа исполнителей и композиторов: П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. Впервые изданы произведения композиторов М. В годы Народно-освободительной войны 1941-1945 созданы массовые патриотические песни, вокальные произведения.
В СРМ среди композиторов 60 - начала 70-х годов - Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Прошев и другие, работающие в жанрах оперной, балетной, симфонической, камерной, вокальной, инструментальной, хоровой музыки. В Скопье имеются: Филармония (основана в 1944), Государственная опера при Македонском народном театре (основан в 1947), средняя музыкальная школа и кафедра музыки (открыта в 1953) при Педагогическом институте. На радио работают хор (основан в 1945) и струнный квартет (основан в 1946). Создан Союз композиторов.
И. Я. Ямпольский.
Театр. В 1901 В. Чернодринским была основана театральная труппа 'Забота и утешение', её репертуар носил агитационно-патриотический характер. В 1903 она с успехом выступала в Белграде и других городах Сербии. В 1913 в Скопье открыт первый постоянный сербский Народный театр, директором которого до 1915 был Б. Нушич (в 1914 здание театра сгорело, но труппа продолжала работать). В сезон 1927-28 на сцене Народного театра во вновь построенном здании состоялся первый профессиональный спектакль на македонском языке - пьеса В. Ильоского 'Беглянка' ('Ленка из Куманова'). Попытки создания постоянных профессиональных театров были сделаны в городах Битола и Штип. В 20-30-е годы возникло много любительских рабочих и студенческих театральных коллективов с прогрессивным репертуаром. В годы Народно-освободительной войны 1941-45 при партизанских отрядах действовали театральные бригады и агитколлективы.
После освобождения Югославии от фашистских оккупантов (1945) Народный театр в Скопье был переименован в Македонский народный театр. В театре - драматическая, балетная и оперная труппы. Первый спектакль драматической труппы - 'Платон Кречет' А. Е. Корнейчука. В репертуаре - пьесы югославских драматургов (Б. Нушич, М. Крлежа, В. Ильоски, Р. Крле), произведения современных македонских авторов (К. Чашуле и Т. Арсовски), зарубежная классика (У. Шекспир, Ф. Шиллер, П. Корнель, А. П. Чехов, М. Горький), современная зарубежная драматургия (Б. Брехт, Ф. Гарсиа Лорка). В составе труппы Т. Николовски, П. Прличко, К. Стоянов, И. Джувалековски, М. Бошкова, Д. Пуцкова, И. Милчин. Художественное руководство (Д. Костаров, М. Милчин, Б. Ставрев) в творческих поисках опирается на систему К. С. Станиславского. Один из ведущих македонских театроведов И. Бошковски. В работе театра активно участвуют деятели из других республик Югославии.
Н. М. Вагапова.
Лит.: История Югославии, т. 2, М., 1963; Исторja на македонскиот народ, кн. 3, Скопje, 1969; The historical and cultural heritage of the peoples Republic of Macedonia, Skopje, 1961; Индустриjaта во НР Македониja, Скопje, 1961; The Macedonian economy - Македонское хозяйство, Скопjе, 1970; Соколов Л., Економска регионизациja на СР Македониja, Скопje, 1971; Статистички годишник на СР Македониja, 1972, Скопje, 1972 (ежегодник); Беляева Ю., Современная македонская проза, в книге: Развитие зарубежных славянских литератур на современном этапе, М., 1966; Македонска книжевност, Београд, 1961; Поленакови| Х., Страници од македонската книжевност, Скопje, 1969; Гурчинов М., Македонски писатели, Скопje, 1969; Спасов А., За македонската литература, 2 изд., Скопje, 1969; Митрев Д., Огледи и критики, т. 1-2, [Скопje], 1970; Кондаков Н. П., Македония. Археологическое путешествие, СПБ, 1909; Памятники культуры. Сербия и Македония, [Белград, 1958]; Алешина Л. С., Яворская Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966; Petkovic V., La peinture serbe du Moyen âge, v. 1-2, Beograd, 1932-1934; Frolov A., Millet G., La peinture du Moyen âge en Jougoslavie (Serbe, Macedone et Montenegro), fasc. 1-3, P., 1957-64; Биха и-Мерин О., Фреске и иконе. Сред°евековна уметност у Србиjи и Македониjи, Београд, 1960; XII Congres international des etudes byzantines, v. 2, Ochride, 1961; Hoddinott R. F., Early Byzantine churches in Macedonia and Southern Serbia, L. - N. Y., 1963; Радоjчи| С., Старо српско сликарство, Београд, 1966; Урошевик В., Вреници, Скопje, 1971; Зборник прилога исторщи и jигославенских позоришта, Нови Сад, 1961, с. 272-76; Дваесет години на Македонскиот народен театар, Скопje, 1965.