Значение МАКЕДОНИЯ (ИСТ. ОБЛАСТЬ НА БАЛКАНСКОМ П-ВЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАКЕДОНИЯ (ИСТ. ОБЛАСТЬ НА БАЛКАНСКОМ П-ВЕ)

историческая область в центральной части Балканского полуострова. Представления о её географических границах менялись. В общих исторических обзорах принято исходить из представлений об исторической области М., какие существовали в 19 веке. Территория М. заселена со времени неолита. Первое исторически известное население - иллирийские и фракийские племена. В 5 веке до н. э. на территории М. возникло государство (см. статью Македония Древняя). В 6-7 веках н. э. территория М. была заселена славянскими племенами. Данные, имеющиеся в распоряжении науки, позволяют считать, что эти племена в этническом и языковом отношении составляли одну группу с племенами, поселившимися на территории, занимаемой современной Болгарией. Славяне постепенно ассимилировали местное население и создали племенные княжения. В 7 веке Византия частично подчинила славян М. В 670-675 в М. вторглась протоболгарская орда хана Кувера (Кубера) и осела в районе города Битолы. Во 2-й четверти 9 века большая часть М. входила в Первое Болгарское царство. В 9-10 веках на территории М. формируются феодальные отношения, широко распространяется христианство, чему способствовала и деятельность учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия ( Климента , Наума и других). В 10 веке на территории М. распространяется в форме ереси антифеодальное движение, известное под названием богомильства . С образованием в 70-х годах 10 века Западно-Болгарского царства М. составила основное ядро его территории. В 1018 М. была завоёвана Византией. В 1230 территория М. становится частью Второго Болгарского царства. В середине 14 века М. была завоёвана сербским царём Стефаном Душаном. Связанные с частыми войнами, походами крестоносцев и других средневековых завоевателей перемещения различных этнических общностей (болгар, греков, влахов, албанцев, сербов, печенегов, узов, армян, евреев и других) создали на территории М. чрезвычайно сложную этническую среду. В последней четверти 14 века М. была захвачена Османской империей. В период турецкого господства ещё более увеличивалась этническая пестрота населения М. Усиливался приток албанцев. Многие города заселялись преимущественно турками, возникали чисто мусульманские сёла. Гнёт турецких феодалов и насильственная исламизация в М. вызвали антифеодальные, антиосманские движения: борьбу гайдуков , клефтов и другие выступления. Происходил также массовый уход населения за пределы М. Борьба против турецкого владычества усилилась с конца 18 века, когда зарождаются элементы капитализма и начинается процесс национального возрождения народов М., находившихся под османским господством. Нараставшая освободительная борьба греков, связанная с греческой национально-освободительной революцией 1821-29 , охватывала и греческое население в М. Развёртывалось также и освободительное движение славянского населения М., направленное против османского ига и политики эллинизации, осуществлявшейся греческой константинопольской патриархией. Это движение развивалось главным образом в русле болгарского национального возрождения - как, например, деятельность просветителей братьев Д. и К. Миладиновых, Р. Жинзифова и других. Однако социально-экономическая отсталость македонских земель, замедленность вызревания капиталистических элементов и этническая пестрота явились важными причинами того, что македонские земли оказались несколько в стороне от центра консолидации формировавшейся болгарской нации; основой болгарского литературного языка становились восточно-болгарские говоры. Вместе с тем многие болгарские просветители из М. выступали за то, чтобы диалектное своеобразие и специфика культурных традиций болгар в М. получили необходимое отражение в литературном языке и культуре болгарской нации; в 60-е годы 19 века в М. создаются учебные пособия с использованием местных диалектов (К. Шапкарев, П. Зографски). В отличие от этого, в 70-х годах у отдельных представителей интеллигенции возникает идея создания самостоятельного македонского литературного языка (Г. Пулевски). Однако особый литературный язык в этот период в М. не складывается.

После Берлинского конгресса 1878 начали ослабляться связи, прежде всего экономические, между образовавшимся княжеством Болгария и территорией М., оставленной под властью Турции. В 90-х годах массовое национальное и антифеодальное освободительное движение развернулось в М. и на территории примыкавшего к ней Адрианопольского (Одринского) вилайета, который также находился в составе Османской империи. Освободительное движение населения М. стремились использовать в своих захватнических целях буржуазно-монархические правительства Болгарии, Сербии и Греции, что содержало в себе угрозу расчленения М. В этих условиях левое, революционно-демократическое крыло основанной в 1893 Внутренней Македонско-Одринской революционной организации, руководимое Гоце Делчевым , выдвинуло в 1896 лозунг 'Македония - для македонцев'; в осуществлении последнего оно видело путь к сплочению всех народностей М. в общей борьбе за политическую независимость и социальную справедливость. Под этим лозунгом в 1903 в М. вспыхнуло национально-освободительное восстание (см. Илинденское восстание 1903 ) , в ходе которого была провозглашена так называемая Крушевская республика и создано Временное революционное правительство во главе с Н. Каревым (деятелем Македонского социал-демократического союза в Софии, примыкавшего к Болгарской рабочей социал-демократической партии).

Развивавшееся в непрерывной и острой борьбе с частью буржуазных кругов М., связанных с националистами из Болгарии, Греции и Сербии, македонского революционно-освободительного движение конца 19 - начала 20 веков способствовало распространению среди демократических кругов населения М., прежде всего болгарского, представлений о специфичности политических интересов и перспектив развития М. В этой обстановке выдвигается идея создания македонского литературного языка, проявлением чего явилась деятельность в начале 20 века К. Мисиркова. Возникавшее и укреплявшееся осознание особой политической общности вело в дальнейшем к постепенному вызреванию и культурной общности.

С обострением в начале 20 века борьбы европейских держав (особенно Германии и Австро-Венгрии) за Балканский полуостров М. превратилась в один из узлов международных противоречий, обострилась и борьба балканских стран за М. В результате Балканских войн 1912-13 вся историческая область М. была разделена между Сербией (Вардарская М.), Грецией (Эгейская М.) и Болгарией (Пиринский край).

Лит.: История Югославии, т. 1-2, М., 1963; История Болгарии, т. 1-2, М., 1954-1955; История Византии, т. 1-3, М., 1967; История дипломатии, 2 изд., т. 2, М., 1963; Историja народа Jyrocлавиje, кн. 1-2, Београд, 1953-60; История на България, т. 1-2, София, 1961-62; Историja на македонскиот народ, кн. 1-2, Cкoпje, 1969; Македония и македонцы в прошлом - La Macedoine et les macedoniens dans le passe, Skopje, 1970; Vacalopulos A. E., History of Macedonia 1354-1833, [Thessalonike], 1973.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.