Значение ЛЕНИНГРАДСКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Большой Драматический театр академический им. М. Горького (БДТ), один из первых театров, созданных после Великой Октябрьской социалистической революции. Ближайшее участие в его организации приняли М. Горький, М. Ф. Андреева, литературное руководство осуществлял А. А. Блок. Открыт в 1919 спектаклем 'Дон Карлос' Шиллера. Театр был задуман его организаторами как героико-романтический. Его труппу составляли крупные актёры: Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов, А. Н. Лаврентьев, В. Я. Софронов, режиссёры - Б. М. Сушкевич, Н. В. Петров, художники - М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа и др. В первые годы работы театра были поставлены спектакли 'Макбет' (1919), 'Король Лир' (1920), 'Юлий Цезарь' (1921) Шекспира, 'Разбойники' Шиллера (1919), 'Рюи Блаз' Гюго (1921); комедии 'Двенадцатая ночь' Шекспира, 'Слуга двух господ' Гольдони и 'Смехотворные прелестницы' Мольера (все в 1921). В середине 20-х гг. в репертуаре театра появляются произведения советской драматургии: 'Мятеж' (1925), 'Разлом' (1927) Лавренева, 'Луна слева' Билль-Белоцерковского (1928), 'Человек с портфелем' Файко (1928), 'Клоп' (1929) и 'Баня' (1930) Маяковского. В этих работах БДТ утверждается как театр последовательно реалистического направления, получают известность актёры А. И. Лариков, В. Я. Софронов, В. П. Полицеймако, О. Г. Казико и др. В 30-е гг. театр обращается к творчеству М. Горького, крупнейшими достижениями стали спектакли - 'Мещане' (1937, режиссер А. Д. Дикий) и 'Дачники' (1939, режиссер Б. А. Бабочкин). Убедительное воплощение получает на сцене драматургия Н. Ф. Погодина - 'Мой друг' (1932), 'После бала' (1934), 'Аристократы' (1935), пьесы, посвященные В. И. Ленину, - 'Человек с ружьем' (1938), 'Кремлёвские куранты' (1940). В 40-е гг. поставлены спектакли 'Вишнёвый сад' Чехова (1940), 'Король Лир' Шекспира (1941). В годы Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в г. Киров. После войны театр возглавляли Л. С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К. П. Хохлов. Ставились спектакли 'Под каштанами Праги' (1946) и 'Русский вопрос' (1947) Симонова, 'Бесприданница' Островского, 'Враги' (оба в 1948), 'Егор Булычев и другие', 'Достигаев и другие' Горького. В середине 50-х гг. во главе театра становится Г. А. Товстоногов. Для спектаклей 50-60-х гг. характерно усиление тенденции к сценическому воплощению острых и напряжённых жизненных коллизий, к яркой реалистической форме, к широким социально-историческим и социально-психологическим обобщениям. Наиболее значительны постановки этого периода: 'Идиот' по Достоевскому, 'Лиса и виноград' Фигейреду (обе в 1957), 'Варвары' (1959) и 'Мещане' (1967; Государственная премия СССР, 1970) Горького, документальный спектакль 'Правду! Ничего кроме правды!' Д'Аля (1967), 'Король Генрих IV' Шекспира (1969). В 1932 театру присвоено имя М. Горького, в 1964 получил звание академического.

В труппе театра (1973): народные артисты СССР - Е. З. Копелян, Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, народные артисты РСФСР - Л. И. Макарова, Э. А. Попова, В. И. Стржельчик, заслуженные артисты РСФСР - А. В. Абрамов, А. А. Андреев, О. В. Басилашвили, В. М. Медведев, В. П. Ковель, Н. А. Ольхина, П. П. Панков, М. А. Призван-Соколова, Б. С. Рыжухин, Н. Н. Трофимов, З. М. Шарко, С. Ю. Юрский, заслуженный артист УССР О. И. Борисов и др.; главный режиссёр народный артист СССР Г. А. Товстоногов (с 1956). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Лит.: Ленинградский государственный Большой Драматический театр имени М. Горького 1919-1954, Л., 1954.

С. Л. Цимбал.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.