Исаак Ильич [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, - 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала 1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1873-85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова . С 1884 экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников . С 1897 член художественного объединения 'Мюнхенский Сецессион ' . Участник выставок журнала 'Мир искусства' (1898-1900). С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики - П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Финляндии (1896), в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской школы , Л. в начале 1880-х гг. постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа ('Осенний день. Сокольники', 1879), а в сериях этюдов этих лет - к тональному, тонко нюансированному колориту ('Мостик. Саввинская слобода', 1884, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму, Л. открывает для себя величие волжских пространств, изображение которых становится одной из его главных тем ('Вечер на Волге', 1888). В произведениях конца 1880-х гг. Л. добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем ('Вечер. Золотой Плёс', 'После дождя. Плёс'; оба - 1889). В его творчестве рождается т. н. пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. Природа предстаёт у Л. поэтически преображенной, одухотворённой незримым присутствием человека; её образ внушается зрителю вместе с гаммой общепонятных ассоциаций и переживаний - тревожных или интимно-лирических. В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением самого характера русской природы, типичные её черт. Овеянные традиционными народными представлениями, эти произведения во многом отражают понятные современникам мысли, чувства и настроения; своим интонационным строем они особенно близки лирической прозе А. П. Чехова ('Вечерний звон', 'У омута'; оба - 1892). Картиной 'Владимирка' (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Л. тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ 1880-90-х гг. ('Берёзовая роща', 1885-89; 'Март') в известной мере созвучны стилистике импрессионизма . В больших композициях Л. эти качества служат средством достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью форм ('Свежий ветер. Волга', 1891 - 95; 'Золотая осень', 1895). Творчество Л. 1890-х гг., связанное с общими стилистическими исканиями русского искусства этого времени, отмечено также тяготением к большей обобщенности письма, к плоскостно-декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к некоторой драматизации пейзажного мотива ('Над вечным покоем', 1894; 'Сумерки. Стога', 1899; 'Летний вечер', 1900; как и все названные произведения - в Третьяковской галерее). Стремлением к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконченная картина 'Озеро. Русь' (1900, Русский музей, Ленинград) - монументально-эпический символ родной страны. Искусство Л. составило эпоху в развитии русской пейзажной живописи, оказав значительное влияние на следующее поколение художников-пейзажистов.
Лит.: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания, М., 1956; Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., 1960; Федоров-Давыдов А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество, т. 1-2, М., 1966.
В. А. Калмыков.