- (от французского plein air, буквально - открытый воздух) термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения ее реального облика. Принципы пленэра получили распространение в 1-й половине XIX века (Дж. Констебл в Великобритании, А. А. Иванов в России). В середине XIX века приверженцами пленэра выступают мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2-й половине XIX века в творчестве мастеров импрессионизма - К. Моне, К. Писарро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи 2-й половины XIX-начала XX вв. (В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь).
(Илл. К. Писсарро. Оперный проезд в Париже. 1898 г.)