Значение ИСААК II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ИСААК II

АНГЕЛ

Византийский император, правивший в 1185-1195 и 1203-1204 гг. Род. ок. 1056 г. Умер янв. 1204 г.

Исаак принадлежал к знатному и богатому роду Ангелов. В 1183 г. вместе с отцом и братьями он принимал участие в заговоре против Андроника Комнина (Хониат: 3; 17), скрывался от него в Никее, но после примирился с императором (Хониат: 4; 1; 3). На византийский престол Исаак был вознесен удивительным стечением обстоятельств. В сентябре i 185 г. начальник охраны императора Андроника Стефан Агиохристофорит решил схватить Ангела, заключить его в темницу и предать смерти. Однако Исаак, обнажив меч, напал на него и убил. Потом он во весь опор поскакал к Святой Софии и укрылся в храме. Проезжая через площадь, он громким голосом объявил всем, что этим мечом он зарубил Агиохристофорита. Городская чернь стала тотчас тысячами стекаться к церкви. Большинство пришло просто поглядеть на то, как будут расправляться с несчастным. Но родственник его, Иоанн Дука, и его сын Исаак смогли направить настроение толпы в другое русло. Они убедили народ остаться с ними и помочь в крайней опасности. А так как не оказалось решительно никого, кто мог бы остановить горожан, то собравшиеся склонились на эти просьбы. Толпы народа продолжали стекаться к Софии. Были разбиты темницы и выпущены все заключенные. Возбуждаясь все более, толпа провозгласила Исаака императором. Один из служителей снял венец Константина Великого и возложил на его голову Исаака. Исаак между тем не соглашался на это венчание - но не потому, что он не любил власть, а потому, что считал это дело трудным и едва достижимым. Он боялся гнева Андроника и не хотел раздражать его. Узнав о провозглашении Ангела, Андроник пытался бежать, но был схвачен и казнен (Хониат: 4; 2; 10-12). Без всякого труда со своей стороны получив царскую власть, Исаак поначалу показал себя государем в высшей степени правосудным. Все томившиеся в ссылке, все кого Андроник лишил имущества или изувечил, были надлежащим образом удовлетворены. Исаак не только вернул им остатки их имущества, но и восполнил понесенные потери за государственный счет. Он объявил, что никто отныне не будет подвергаться смертной казни или увечью, хотя бы и оказался виновным. Впрочем, вскоре император изменил образ действий противоположный данному слову и едва не сравнился в жестокости с Андроником (Хониат: 5; 1; 1-4). Был он чрезмерно раздражителен и казнил многих не только по какому-нибудь ничтожному и случайному поводу, но иногда и просто по одному подозрению (Хониam: 5; 3; 2). Но правда и то, что враги постоянно злоумышляли на него, а все его царствование прошло в нескончаемых мятежах и войнах. В 1186 г. император стал собирать средства для своей свадьбы и многими поборами чрезвычайно вооружил против себя болгар, которые вскоре восстали против него. Это восстание стало началом всех бедствий для империи. Сперва ро-меям сопутствовал успех. Исаак выступил против мятежников, выбил их из горных теснин и вторгся внутрь страны. Вожди восстания, Петр и Асень, бежали за Дунай. Император имел возможность захватить всю страну и расставить гарнизоны в городах, но он не сделал ничего, а только разграбил всю землю и ушел в Константинополь. Асень между тем соединился с половцами и возвратился в Болгарию. Теперь он уже не довольствовался тем, что сохранил независимость своей страны, но решил сделать как можно больше вреда ромеям и напал на их землю. Исаак отправил навстречу врагу Алексея Врана. Но добравшись до Андрианопо-ля, тот провозгласил себя императором. Городское войско потерпело от Врана поражение в открытом бою и должно было укрыться за стенами. На этом успех мятежников кончился. Одолеть городских укреплений они не смогли, поскольку все византийцы стойко отражали их нападения. Вскоре кесарь Кондрат, изготовив войска и собрав наемников, во второй раз выступил против Врана, разгромил его армию, а самого выбил из седла и убил. Преследование побежденных сопровождалось страшным кровопролитием. Впрочем, Исаак даровал вскоре всем мятежникам полное прощение и разрешил им возвратиться в столицу (Хониат: 5; 1; 1, 5-9).Следующее вторжение в Болгарию оказалось еще менее успешным, чем первое: потратив три месяца на осаду Ловицы, Исаак так и не смог ее взять и двинулся в Азию против некоего Феодора, провозгласившего себя императором в Филадельфии. Город он так и не взял, но вынудил самозванца отречься от императорского звания. Тут начался третий крестовый поход, во время которого Фридрих Барбаросса вел себя с ромеями как с врагами, а Ричард Львиное Сердце завладел Кипром (Хониат: 5; 2; 1-3, 8). Смуты и неурядицы множились с каждым годом. В Азии один за другим стали появляться самозванцы, выдававшие себя за императора Алексея II (убитого Андроником). Каждый раз они собирали под свои знамена большие армии и овладевали значительными территориями. Было много и других мятежей, которые разгорались то тут, то там и подавлялись с большим трудом. Причиной их отчасти была слабость Исаака: он был крепко убежден, что Бог, давший ему власть, должен один его охранять. С другой стороны, многих, возбуждал пример самого Ангела, достигшего власти без всякого усилия.В 1190 г. во время похода на болгар, ромеи были заперты в узком горном ущелье и потерпели сокрушительно поражение. Бесчисленное множество солдат было перебито. Сам император спасся только потому, что вся знать сплотилась вокруг него и провела сквозь вражеские ряды. В 1191 г., пока Исаак вел войну против сербов и разбил их жупана при Мораве, его двоюродный брат Константин, отправленный против болгар, провозгласил себя императором. Он был схвачен и ослеплен, но после его выступления сопротивление ромеев настолько ослабло, что болгары без страха доходили в своих набегах до Андрианополя.В своей жизни Исаак любил великолепие и пиры. Каждый пир его, по словам Хониата, представлял собой горы хлеба, царство зверей, море рыбы и океан вина. Он принимал через день освежительные ванны, натирался благовонными помадами, прыскался духами, увешивался множеством самых разных одежд и завивался. Нарядившись таким образом подобно влюбленному в свою красоту павлину и никогда не позволяя себе два раза надеть одно и то же платье, он каждый день являлся из своих палат как жених из спальни. Любя забавы и услаждаясь песнями, император наполнил дворец шутами и карликами, отворил двери всякого рода комедиантам, скоморохам и песенникам. За всем этим следовало бесчинное пьянство, наглое сладострастие и все другое, что так быстро разрушает организм здорового и благоустроенного государства. Постоянно разъезжая по местам, отличающимся красотой видов или прелестью климатов, он бывал в столице только наездами. Более всего он был занят сооружением громадных зданий. В обоих дворцах (Влахернском и Большом) он построил великолепные бани и жилые помещения, воздвиг в Пропонтиде роскошные дома и велел насыпать в море искусственные островки. Он постоянно увеличивал тяжесть налогов, употребляя деньги на излишества своей беспутной жизни, и публично продавал на откуп должности, торгуя ими как рыночный торгаш овощами. Что касается храмов, церквей и молитвенных домов, то щедростью к ним он превзошел всех государей. Он также был знаменит своей заботой о странниках, болящих и нищих: построил гостиницу, больницу и приют для немощных, не пожалев при этом никаких издержек. Когда пожар истребил часть города, он раздал погорельцам много денег, стараясь облегчить их потери. Он много помогал вдовам и бесприданницам. Вообще, он очень любил оказывать милости и без удержу тратил казенные доходы на пособия нищим.Весной 1195 г. Исаак в очередной раз выступил против болгар. Но в то время как взоры его были устремлены на ненавистных мятежников, он не разглядел опасности в непосредственной близости от себя. Будучи подозрительным к чужим, он безмерно доверял своим. Так, постоянно слыша, что старший брат его Алексей питает злые умыслы на его жизнь и царскую власть, он решительно отвергал эти речи как вздор. И вот, прибыв в Кипселлы, он отправился на охоту. В это время при поддержке всех его придворных и всего войска Алексей был провозглашен императором. Узнав об этом, Исаак попробовал бежать. Но в Стагире его схватили и выкололи глаза в Варнской обители. После этого его перевезли в темницу близ Диплокио-на. Там в течение восьми лет он принужден был влачить грубую жизнь бедного поселянина и доживать свои дни как простолюдин, питаясь умеренным количеством хлеба и вина (Хониат: 5; 3; 1-4, 6-8). Но незадолго до смерти судьба еще раз вознесла Исаака на императорский трон. В 1203 г. после бегства Алексея III из осажденного крестоносцами Константинополя, народ в своем крайнем стеснительном положении вновь обратил взоры на Исаака, томившегося в заключении внутри дворца. Его провозгласили императором и, взяв за руку, возвели на трон. Немедленно он послал вестников к сыну Алексею и уведомление к вождям крестоносцев о бегстве своего брата. Но крестоносцы не прежде отпустили от себя Алексея, чем Исаак согласился выполнить данные им обещания. После этого Алексей сел в качестве соправителя на трон вместе с отцом. Между ними вскоре начались раздоры, так как Алексей всеми силами старался оттеснить старика от власти. Хониат пишет, что последние месяцы своей жизни Исаак постоянно занимался оракулами и предвещаниями.Несколько нечестивых монахов, падких до царских угощений, совершенно овладели его рассудком: они сулили ему всемирное царство и даже возвращение зрения. При подобных речах император таял от удовольствия и восторгался этой пошлой речью лизоблюдов (Хониат: 7; 1, 3).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.