Значение ЛЕВИ-СТРОС КЛОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЛЕВИ-СТРОС КЛОД

(Levi-Strauss) Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма . В 1932 окончил университет в Париже. В 1935-38 профессор в Сан-Паулу (Бразилия); в 1942-47 в США в новой школе социальных исследований, культуратташе французского посольства. С 1950 профессор Высшей нормальной школы в Париже и руководитель лаборатории социальной антропологии, с 1959 профессор Коллеж де Франс.

Л.-С. - воспитанник французской социологической школы Э. Дюркгейма , М. Мосса , испытал влияние американской школы культурной антропологии, а также лингвистического структурализма (Р. Якобсон ) и теории информации. Разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные общества с устойчивой социальной структурой Л.-С. считает идеальным объектом научного изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемические обозначения и мифологические представления интерпретирует как семиотические (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. создал оригинальную и глубокую теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля , и применил её к изучению семантической структуры мифов американских индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную основу технического прогресса в эпоху неолита. В оценке первобытного общества Л.-С. свойственна его идеализация в духе Ж. Ж. Руссо. Рассматривая мифологическое мышление в плане порождения им знаковых систем, Л.-С. выявляет роль бинарных оппозиций (например, верх - низ, мужской - женский, сырое - варёное) и 'посредничества' между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных человеческим сознанием (например, жизни и смерти). Поскольку Л.-С. трактует мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой 'анатомии ума'. Начав с анализа мифа как аналога естественного языка - идеального средства информации, Л.-С. постепенно сближает миф с музыкой, как идеальным образцом художественной структуры. Соответственно он делает упор на исследование семантики, а не самого повествовательного сюжета. Подчёркивание метафорического характера мифа открывает возможность применения метода Л.-С. для анализа искусства, хотя пафос самовыявления структур может обеднить его содержательный аспект. Для метода Л.-С., как и структурализма вообще, характерен анализ устойчивых культур, выделение их структуры при отвлечении от динамики развития. При этом остаётся в тени проблема исторической смены одних общественных структур другими, что справедливо подчёркивалось критиками Л.-С. Хотя Л.-С. неоднократно называет себя последователем К. Маркса и весьма критически отзывается об экзистенциализме и феноменологизме, в его гносеологических представлениях несомненно влияние феноменологии. Л.-С. решительно отвергает взгляд на структурализм как на особую философскую систему.

Соч.: La vie familiale et sociale des Indiens Nambikwara, P., 1948; Tristes tropiques, P., 1955; Anthropologie structurale, P., 1958; Le totemisme aujourd'hui, P., 1962; La pensee sauvage, P., 1962; Mythologiques, v. 1-4, P., 1964-71; Les structures elementaires de la parente, 2 ed., P. - La Haye, 1967; в кн.: Charbonnier G., Les entretiens avec CI. Levi-Strauss, P., 1969.

Лит.: Мелетинский E., Клод Леви-Строс и структурная типология мифа, 'Вопросы философии', 1970, |7; его же, Клод Леви-Строс. Только этнология-, 'Вопросы литературы', 1971, |4; Merleau-Ponty M., De Mauss a Levi-Strauss, в кн.: Signes, P., 1960; Leach E. [ed.]. Structural study of myth and tothemism, L., 1967; Simonis Y., Claude Levi-Strauss ou 'la passion de l'inceste'. P., 1968; Leach E., Levi-Strauss, N. Y., 1970; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk. - Los Ang., 1970, p. 42-83; Claude Levi-Strauss; the anthropologist as hero, Camb. - L., [1970]; Cressant P., Levi-Strauss, P., [1970]; Remotti F., Levi-Strauss. Struttura e storia, Torino, 1971; 'Esprit', 1963, Novembre; 'L'Arc', 1965, | 26; 'Aut-Aut', 1965, iuglio.

Е. М. Мелетинский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.