Значение КОЛЬВИЦ КЕТЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое КОЛЬВИЦ КЕТЕ

(Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) Кете (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград, СССР, - 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889). В 1919-33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. В 1927 посетила СССР. Творчество К., посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, - одна из вершин европейского революционного реалистического искусства. Уже в ранних офортах и литографиях, созданных под влиянием графики М. Клингера , обнаруживаются характерные для К. драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты. Серии 'Восстание ткачей' (1897-98) и 'Крестьянская война' (1903-08) представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно во втором, более обобщённом и экспрессивном цикле, К. поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса. Первая мировая война 1914- 1918 была воспринята К., потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве 'Война', 1922-23; 'Родители' - памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-32). В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий 'Голод', 1924; цикл гравюр на дереве 'Пролетариат', 1925) К. в некоторой мере сближается с экспрессионизмом ; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся ('Памяти К. Либкнехта', гравюра на дереве, 1919-20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии 'Демонстрация', 1931, 'Мы защищаем Советский Союз', 1931-32). Последние годы жизни К. работала как скульптор, в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.

Лит.: Раздольская В., Колльвиц, М., 1960; Нагель О., Кэте Кольвиц, пер. с нем., М., [1971]; Strauss G., Kathe Kollwitz, Dresden, 1950.

Б. А. Зернов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.