форма многоголосной музыки, основанная на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, которая в каждом последующем голосе вступает ещё до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгой имитации ) . Наиболее распространены 2- и 3-голосные К., однако встречаются и К. на 4-5 голосов. Мелодия в К. может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды К., в которых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением всех длительностей, в ином метрическом оформлении, в обращении (меняется направление интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т.п. Встречаются т. н. двойной К., в котором имитируются 2 одновременно звучащие мелодии-темы; бесконечный К., где окончание подводится к началу таким образом, что он может повторяться любое число раз. В загадочном К. выписана только мелодия, и условия её имитирования должен установить исполнитель. К. возник около 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства полифонии; в 15 в. на канонической основе часто строились крупные произведения культовой музыки (каноническая месса ) . В последующее время К. чаще применяется как элемент др. формы (например, фуги ) . Высочайшего развития К. достиг в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы К. принадлежат и русским композиторам (квартет 'Какое чудное мгновенье' из 1-го действия 'Руслана и Людмилы' Глинки, дуэт 'Враги' из 2-й картины 2-го действия 'Евгения Онегина' Чайковского и др.).
Лит.: Танеев С., Учение о каноне, М., 1929; Богатырев С., Двойной канон, М. - Л., 1947.
Т. Ф. Мюллер.