Значение слова КАНОН в Православной энциклопедии Древо

Что такое КАНОН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Канон (греч. κανών, буквально — прямой шест — всякая мера, определяющая прямое направление: ватерпас, линейка, наугольник).

В Древней Греции композиторы, грамматики, философы, медики этим словом называли свод основных положений или правил по своей специальности, имевших аксиоматический или догматический характер (то, что позже, в эпоху схоластики, наз. summa, напр. summa philosophiae). У древних греческих юристов κανών означал то же, что у юристов римских regula juris — краткое положение, тезис, извлеченный из действующего права и представляющий схему для решения того или другого частного юридического вопроса.

В наше время за словом канон закрепилось несколько значений.

Церковное правило или свод правил (см. ниже).

Священный или Библейский канон - состав тех священных книг Ветхого ("Ветхозаветный канон") и Нового ("Новозаветный канон") Завета, которые признаются церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры.

Cписок или каталог священнослужителей и церковнослужителей известной епархии, составлявшийся для нужд епархиального управления. Лица, внесенные в этот список именовались канониками .

Один из жанров церковной гимнографии, см. Канон (песнопение) .

Во времена христианства название " канон " прежде всего, еще в эпоху апостолов (Галат. VI, 16; Филип. III, 16), было усвоено тем правилам церковным, которые происходили от Самого Иисуса Христа и апостолов , или были установлены Церковью позднее, или, наконец, были установлены хотя и государством, но применительно к основанной на божественных заповедях компетенции собственно церковной. Имея форму положительных определений и нося на себе внешнюю церковную санкцию, эти правила назывались канонами в отличие от тех постановлений о церкви, которые, исходя от власти государственной, охраняются ее санкцией и осуществляются ее силой. Последним в юридической греко-римской литературе усвояется название закона — νόμος, общее со всеми законами государства.

По мнению византийских канонистов ( Вальсамона , Властаря и др.), а также некоторых новейших ученых, каноны имеют большую силу, чем законы, так как послание издавались только греко-римскими императорами, а каноны — святыми отцами церкви, с утверждения императоров, вследствие чего канонам принадлежит авторитет обеих властей — церковной и государственной.

В обширном смысле канонами называются все постановления церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества, а иногда и творения отдельных отцов церкви (напр. Κανών έκκλησιαστικός Климента Александрийского ).

После того, как церковь стала свое вероучение излагать в общецерковных символах , слово канон получило более специальное значение — постановления вселенского собора , относящегося к устройству церкви, ee управлению, учреждениям, дисциплине и жизни. В этом значении слово канон окончательно узаконено 1 и 2 правилами Трулльского собора . Поэтому в сборниках церковных канонов хотя находятся и символы , и догматы , но лишь настолько, насколько они входят в состав определений соборов.

Затем обыкновенно различают каноны всеобщие (καθολικοί, γενικοι κανόνες) и частные, или местные (τοπικοί, ίδικοί κανόνες), а некоторые канонисты, кроме того, — каноны личные (προςοπικοί). Большинство ученых, с Вальсамоном во главе, постановления, касающиеся отдельных лиц, не признают за каноны по силе принципа "jura non in singulas personas, sed generaliter constituntur".

Определениями вселенских соборов VI и VII в. каноны церковные признаются "неотменными", " несокрушимыми" и "непоколебимыми" ; но эти определения по самому существу дела допускают ограничения и исключения. Ученые канонисты различают каноны действующие и прекратившие действие . К неотменно действующим канонам относятся лишь каноны всеобщие, касающиеся предметов веры, а также существенных оснований общецерковного устройства и дисциплины. Церковный канон, обусловленный обстоятельствами времени, приостанавливает действие канона более древнего, в чем они не согласуются один с другим, и в свою очередь может подлежать отмене по миновании обстоятельств, его вызвавших. Иногда позднейший канон считается не отменой более древнего, относящегося к тому же предмету, а лишь его разъяснением.

Устное предание получает характер канона лишь после того, как оно оформлено в постановлении собора. Каноны вселенских соборов исправляют и отменяют постановления поместных соборов [1] . Иные каноны признаются утратившими свою силу вследствие изменившегося порядка жизни церковной, а равно при наличности несогласных с ними государственных законов.

Из постановлений соборов сначала название канонов усвоялось лишь правилам соборов вселенских. Трулльский собор возвел на степень канонов, равных по силе и ненарушимости постановлениям вселенских соборов, правила девяти поместных соборов: Анкирского , Неокесарийского , Гангрского , Антиохийского , Лаодикийского , Сардикийского , Карфагенского и Константинопольского , затем правила так называемые апостольские и правила, извлеченные из творений тринадцати отцов церкви: Дионисия Александрийского , Петра Александрийского , Григория Неокесарийского , Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Нисского , Феофила Александрийского , Григория Богослова , Амфилохия Иконийского , Тимофея Александрийского , Кирилла Александрийского , Геннадия Константинопольского и Киприана Карфагенского . Впоследствии к канонам причислены правила Константинопольского собора 861 г. , так называемого двукратного, или второпервого, и Константинопольского собора 879 г. , бывшего в храме Софии.

Всех канонов православной церкви 762.

Древнейший сборник, воспроизводящий первобытную церковную практику, — так назыв. апостольские постановления (διαταγαί τών άγιων άποστόλων), о которых упоминает в III в. Ириней Лионский , а в IV в. Афанасий Александрийский и Епифаний Кипрский , — в первоначальном своем виде не дошел до нас, а в том виде, в каком он сохранился от V в., содержит много примесей и искажений, вследствие чего Трулльский собор (692 г.) воспретил пользоваться им как источником каноническим и он имеет значение лишь исторического материала.

Другой сборник древнейших канонов церкви, известный под именем правил св. апостолов , составление которого в нем самом приписывается Клименту (отнюдь не римскому епископу, как думали до позднейшего времени), сначала имел значение лишь местное, и хотя еще 1-й вселенский собор ссылался на некоторые его правила, но в настоящем своем виде он получил начало, по мнению проф. Лашкарева, не ранее половины V в. Дионисий Малый знал его (и перевел на латинский язык) лишь в числе 50 правил; но Иоанн Схоластик и затем Трулльскый собор признали его подлинным в полном составе 85 правил.

Первым кодексом церковных канонов, бывшим в употреблении со времен имп. Константина Великого , был сборник правил собора Никейского , дополненных правилами поместных соборов Анкирского , Неокесарийского и Гангрского , а позже — и Антиохийского ; он был составлен в период времени между Никейским и Константинопольским вселенскими соборами, на Востоке и пополнялся затем постановлениями позднейших соборов. В половине VI века в его состав входят вышеупомянутые апостольские правила .

Кодификация государственных законов греко-римской империи при Юстиниане вызвала подобные же работы и со стороны Церкви по отношению как к ее собственным канонам, так и по отношению к государственным законам по церковным вопросам. Отсюда получили свое начало так называемые номоканоны . В настоящее время кодексом действующих церковных канонов в греческой церкви служит Пидалион (πηδάλιον — руль на корабле), составленный греч. учеными в 1793-1800 гг. на основании, главным образом, синтагмы патр. Фотия . К тексту канонов присоединены:

толкования Зонары , Аристина (составившего в XII в. "толкование на синопсис К.") и Вальсамона ;

правила Иоанна Постника , Никифора и Николая патр. константинопольских и

несколько статей, относящихся к области брачного права и формальностей церковного делопроизводства.

Такое же значение имеет и Синтагма (συνταγμα), изд. в Афинах в 1852-59 г..

Русская Православная Церковь , при самом своем начале принявшая вместе с вероучением церковное право Византии в виде номоканона (получившего на Руси имя Кормчей ), доселе не имеет полного кодекса действующих ныне церковных законов и постановлений, так что, по справедливому замечанию одного из современных канонистов русских, за одно и то же церковное закононарушение один епископ может присудить одно наказание, основываясь на одном правиле, другой епископ — другое, руководясь другим законом. Имеется лишь полное собрание, в хронологическом порядке, канонов древней вселенской церкви под названием книги правил, издаванной от лица Святейшего Синода . В 1873 - 1878 гг. Московским обществом любителей духовного просвещения по мысли протопресвитера М.И. Богословского под редакцией сначала проф. А.Ф. Лаврова , а потом проф. А.С. Павлова сделано научное издание этих правил — греческого их подлинника и славянского перевода параллельно с толкованиями Зонары , Аристина и Вальсамона . Хронологическое "Собрание постановлений по ведомству Св. Синода" едва начато синодальной архивной комиссией (с 1869 по 1894 г. издано семь томов, обнимающих время с 1721 по 1733 г. включительно).

Кроме отдельных постановлений церковных, название "канон" с присоединением эпитета "церковный" усвояется их целому составу. "Церковный канон" церкви вселенской большинством канонистов считается завершившимся в X веке, с изданием номоканона Фотия. Состоявшиеся после того церковные постановления на православном Востоке и в церкви русской признаются местными, или частными, канонами. (ίδικοι, τοπικοί).

Библиография

Biener, "De collectionibus canonum ecclesiae Graecae" (Берл., 1827);

Bickell, "Geschichte des Kirchenrechts" (Гиссен, 1843);

Zachariä von Lingenthal, "Die griechischen Nomocanonen" (СПб., 1877);

проф. M. Остроумов, "Курс православного церковного права. Ч. 1-я. Источники церковного права" (Харьков, 1894; в этом сочинении рассмотрена вся древняя и новая литература предмета);

проф. П. Лашкарев, "Право церковное в его основах и источниках" (Киев, 1889);

проф. Н. Заозерский, "Очерки кодификации церк. права", в "Чтен. Моск. общ. любит. духовн. просвещ." (1881-1883);

его же, "Исторический обзор источников церковного права" (М., 1891).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] см. апр. 16-е правило VI вселенского собора

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.