Значение ИОНЕСКО ЭЖЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ИОНЕСКО ЭЖЕН

(Ionesco) Эжен (р. 26.11.1912, Слатина, Румыния), французский драматург, один из основателей модернистского 'театра абсурда'. Член Французской академии (1970). Румын по происхождению. С 1938 живёт во Франции. В ранних гротескных фарсах и аллегориях, пародируя алогизм языковых штампов и автоматизм трафаретного мещанского мышления, И. выворачивает наизнанку обычные житейские ситуации, придаёт им буффонадно-нелепый вид ('Лысая певица', постановка 1950, издание 1953; 'Стулья', постановка 1952, издание 1954; 'Амедей, или Как от него избавиться', постановка и издание 1954). В более поздних пьесах-притчах И. пытался перейти от критики выхолощенного языка и конформистского сознания к критике бюрократического тоталитаризма и фашистского одичания буржуазного обывателя; однако социальное зло, с которым сталкивается индивидуалист-одиночка, у И. приобретает метафизический облик ('Убийца по призванию', постановка и издание 1958; 'Носорог', издание 1959; 'Воздушный пешеход', постановка и издание 1963; рус. пер. 1967). В дальнейшем черты действительности, подвергавшиеся прежде у И. сатирическому обличению, вытесняются из его пьес произвольными фантасмагориями, смятение и мрачность увеличиваются, толкая И.-драматурга к перепевам декадентских мотивов ('Жажда и голод', постановка и издание 1966; переделка 'Макбета' У. Шекспира, 1972), а И.-публициста - к озлобленному брюзжанию по поводу мироустройства и истерическим нападкам на социалистический лагерь.

Соч.: Theâtre, [v.] 1-4, P., [1954-66]; La photo du colonel, P., 1962; Notes et contre-notes, [P., 1966]; в рус. пер. - Носорог, послесл. Н. Наумова, 'Иностранная литература', 1965, | 9; Гнев, 'Искусство кино', 1966, | 9; Хамелеон пастуха, 'Вопросы литературы', 1969, | 8 .

Лит.: Бояджиев Г., Театральный Париж сегодня, [М.], 1960; Михеева А., Когда по сцене ходят носороги... Театр абсурда Э. Ионеско, М., 1967; Проскурникова Т. Б., Французская антидрама (50-60-е годы), М., 1968; Benmussa S., Eugene lonesco, P., 1966; Donnard J. Н., lonesco dramaturge ou lartisan et ie demon, P., 1966; Serreau G., Histoire du 'nouveau theâtre', P., 1966; Theâtre français daujourdhui, [v.] 1-2. [Составление, вступ. ст. и биографич. справки о писателях Л. Зониной, Moscou], 1969; Ревзина О. Г., Ревзин И. И., Семиотический эксперимент на сцене, 'Уч. зап. Тартуского университета'. 1971, в. 5.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.