Значение слова ПОТЬЕ в Литературной энциклопедии

ПОТЬЕ

Эжен [Pottier, 1816—1887] — французский пролетарский поэт-шансонье, коммунар, автор «Интернационала». П. — преимущественно

192 поэт-пропагандист, некоторые песни которого являются настоящими гимнами, бытописатель и бичующий сатирик-памфлетист. Родился в Париже, в семье упаковщика, в молодости и сам был упаковщиком недолгое время, затем — «пионом» — младшим школьным надзирателем, приказчиком и наконец, до Коммуны, — талантливым тканеразрисовщиком. Дебютировал в дни Июльской революции 1830. В 40-х гг. П. все больше обращается к социальной поэзии и испытывает влияние утопического социализма, особенно фурьеризма. В эпоху предреволюционного кризиса 1847 П. выступил с песнями «Ventre creux» (Пустой желудок) и др., рисующими тяжелое положение народных масс и отражающими их революционное настроение, и «Muse de la chanson» (Муза песни), в которой он призывал песню вновь стать «Марсельезой» и подчеркивал историческую диалектику песни в противоположность иронической фразе Бомарше «во Франции все кончается песнью», давая ее революционную перифразу: «во Франции песнями все начинается». В 1848 П. дрался на баррикадах. Горячо реагируя как на Февральскую революцию, так и на Июньское рабочее восстание, поэт однако еще не возвышался над общим уровнем классового самосознания французских рабочих, в большинстве — мелкоремесленного пролетариата. К Февральской революции относится его песня «Peuple» (Народ), с характерными лозунгами «хлеба и прав». Песня Потье «Tuer l’ennui!» (Убить тоску!) отразила стихийность Февральской революции, но эта песня не характерна даже для среднего февральского баррикадного бойца-рабочего, выражая идею бунта с горя, бунта ради бунта. Потье отдал в Феврале полную дань вере в спасительную роль демократической революции и демократической республики. К этой эпохе относится его «Propagande des chansons» (Пропаганда песен), где он развивает свою поэтическую программу народно-революционного шансонье-пропагандиста, в задачи которого входит не только звать в бой рабочий класс, но и пробуждать от спячки мелкую буржуазию. Отрезвление от февральских демократических иллюзий нашло место в «Buveurs du sang» (Кровопийцы), «Vieille maison ? d?molir» (Старый дом на слом) и др. песнях, в к-рых еще с большей силой, чем в эпоху предреволюционного кризиса, звучат мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания. Песня «Enfantement — Juin 1848» (Роды — июнь 1848) — пламенный призыв к Июньскому рабочему восстанию. Но вслед за нею траурная песнь «Juin 1848» (Июнь 1848), вызванная кровавым подавлением рабочего восстания, является срывом П. в мрачный пессимизм, в котором прорывается однако ненависть к победителям, стимулирующая волю к борьбе. Однако и в эту пору, как и долго спустя, П. все еще не осознает себя именно пролетарским поэтом: он остается певцом трудовой бедноты вообще. В поисках классового места в лит-ре П. в песне «Quel est le Fou?» (Кто безумец?) как бы старается оправдать свое идеологическое «отщепенство». После Декабрьского переворота 1851 он выступил с песней «Qui la

193 vengera?» (Кто отомстит за нее?) против Луи-Наполеона не как против лютого врага рабочего класса, а прежде всего как палача Второй республики, хотя эта самая буржуазно-демократическая республика Июньским расстрелом рабочих и расчистила путь диктатуре Луи-Наполеона: так живучи были якобинско-республиканские традиции и иллюзии французского мелкоремесленного пролетариата в его лит-ом представителе — П. При Второй империи благодаря некоторому промышленному оживлению временами притуплялся классовый инстинкт довольно значительных слоев французского пролетариата, а с ними и П., что отразилось в его «Exposition» (Выставка, 1861), где он призывает сильных и слабых стереть следы их вражды. Но в других произведениях Потье рисует, какой ценой покупается это показное «благополучие». В гневных памфлетах П. изображает корыстность буржуазии, ее экономики и культуры, тем самым способствуя изживанию иллюзий сотрудничества классов. В эпоху острого политического кризиса, приведшего к Франко-прусской войне, складываются революционно-социалистические убеждения Потье. В 1870, вместе с организованным им синдикатом тканеразрисовщиков, он вступил во французскую секцию Интернационала. Он был среди подписавших обращение к германским социалистам против войны. Избранный делегатом в ЦК Национальной гвардии, П. явился одним из тех, кто подготовил провозглашение Коммуны. Членом Коммуны он был избран на дополнительных выборах в апреле 1871. В Коммуне П. принял участие в ряде ее социальных мероприятий. Революционное строительство Коммуны имело огромное влияние на рост его революционно-пролетарского сознания. 55 лет от роду Потье дрался за Коммуну на последних ее баррикадах. Скрываясь в Париже после разгрома Коммуны, П. в июне 1871 написал «Интернационал» (L’internationale) — одно из величайших в истории произведений социальной поэзии. Этому произведению, благодаря его высокому революционному пафосу и заостренности его

194 строф лозунгами, созвучными положениям «Коммунистического манифеста», суждено было стать — уже после смерти П. — международным революционно-пролетарским и после Октябрьской революции советским гимном. В июле 1871 П. принужден был бежать в Англию. Здесь он написал песню-поэму «Jean Lebras» (Жан-Рабочие руки), в к-рой описал безрадостный жизненный путь рабочего. В 1873 нужда заставила П. перекочевать в Америку где он продолжал принимать участие в рабочем движении. По случаю объединения в 1876 различных рабочих социалистических, в частности эмигрантских групп в Америке в Рабочую партию он посвятил последней стихотворный адрес под тем же названием, ярко вскрывая в памфлетной форме острого диалога между Сейфом (капитализмом) и Рабочей партией социальные противоречия капиталистического общества и лицемерие буржуазии. Еще ярче его поэтический адрес от имени трудящихся Америки трудящимся Франции, под английским заголовком «The Workingmen of America to the Workingmen of France» (Рабочие Америки рабочим Франции), изд. в 1876 отдельной брошюрой по случаю приезда французской рабочей делегации на всемирную выставку в Филадельфии. В этом остром памфлете Потье «выставляет» то скрытое от глаз посетителей буржуазных «всемирных выставок» сырье, продуктами к-рого являются их замечательные экспонаты; это «сырье» — оборотная сторона капиталистического «просперити»: нажим на зарплату, эскплоатация женского и детского труда, борьба за рынки и монополии, милитаризм и войны, податной гнет, полицейщина, бюрократизм, классовая юстиция и поповщина, шантаж, реклама и продажная печать, кризисы, обнищание рабочего класса. В эту же эпоху П. написал поэму «La Commune de Paris», к-рая может служить блестящей художественно-литературной иллюстрацией к «Гражданской войне» Маркса, признанием ошибок Коммуны и особенно незабываемой картиной кровавого торжества «версальской» буржуазии. В 1880 Потье, по общей амнистии коммунаров, возвратился во Францию разбитый параличом. Здесь он примкнул к только что образованной под руководством Гэда Рабочей партии. На его политических песнях 1880—1881, совпавших с первыми избирательными кампаниями Рабочей партии, отразилась идейная и организационная неоформленность последней в начальный период ее существования. К последним годам жизни Потье относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочего класса и критике буржуазного общества и вобравших в себя весь накопленный поэтом огромный жизненный и исторический опыт. В 1880 он написал свою замечательную песнь-поэму «Jean Mis?re» (Жан-бедняк), превратив старинный образ Горемыки французской лубочно-ремесленной лит-ры в чеканный профиль рабочего-коммунара. Кризис перепроизводства в первой половине 80-х гг. отражен П. в сонетах «L’abondance» (Изобилие, 1881) и «L’engorgement» (Закупорка, 1884) и в стихотворении

195 «La crise» (Кризис, 1885). С замечательной силой П. рисует классовые бои в «Les affameurs» (Голодоморы — локаут в Рубэ в 1882) и «La gr?ve» (Стачка — историческая Анзенская забастовка 1886). В выдающихся песнях-поэмах «La veuve du carrier» (Вдова каменолома, 1882) и «Les nids» (Гнезда, 1887) П. описывает печальную участь семьи погибшего рабочего и тяжелую долю батрачки и посвящает предсмертные стихи и песни пролетарским детям [«Le petit va-nu-pieds» (Босоногий малыш) и «Souliers qui prennent l’eau» (Башмаки, которые набирают воду, 1887)]. Вместе с тем до самой смерти П. остается преимущественно певцом Коммуны. В сонете «Triomphe de l’ordre» (Триумф порядка, 1880) он бросает вызов палачам Коммуны. «La Commune a pass? par l?» (Здесь прошла Коммуна, 1885) и «Elle n’est pas morte» (Она не умерла, 1886) являются одними из лучших исторических песен о Коммуне. В 1884 были изданы сборник сонетов П. «Po?sie d ?conomie sociale» и сборник его песен «Quel est le fou?» (Кто безумец?). В 1887, за несколько месяцев до смерти П., его товарищами по Коммуне был издан его сборник «Chants r?volutionnaires» (Революционные песни), в к-рый вошел «Интернационал». Кроме того лит-ое наследие П. рассыпано по различным социалистическим журналам и сборникам. Многое осталось однако неопубликованным. Библиография: I. Po?sie d’?conomie sociale, P., 1884; Quel est le Fou? Avec pr?f. de G. Nadaud, P., 1884; Chants r?volutionnaires, pr?f. de H. Rochefort, P., 1887; ibid., pr?f. de J. l’Allemane, J. Jaur?s, E. Vaillant, notice de J. Vall?s, P., s. a.; The Workingmen Party, 1876; The Workingmen of America to the Workingmen of France, 1876; La commune de Paris, 18 Mars, San Francisco, 1877; Almanach Eug?ne Pottier, publi? par E. Museux, P., 1912 (ряд посмертных произведений). Русские переводы: Потье Эжен, Песни, переводы и вступ. ст. Л. Гатова, ГИХЛ, М.—Л., 1932 (20 произв.). Немецкие переводы: Mehring W., Pottier und Clement, Franz?sische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune, ?bertragen und eingeleitet, Berlin, 1924. «Интернационал» Потье переведен на множество языков, особенно — народов СССР; на русском языке впервые (неполно) переведен в «Листках жизни», 1902, № 8 (Лондон). II. Критико-библиографические сочинения о Потье: Museux E., Eug?ne Pottier et son u0153uvre, P., 1898; Его же, Eug?ne Pottier ст. в «Almanach Pottier», P., 1912; Argyriad?s P., Le po?te socialiste Eug?ne Pottier, P., 1888; Bellot E. Po?tes et chansonniers socialistes, P., 1892; Malon B. Eug?ne Pottier, «Revue socialiste», 1887, d?c.; Livet A. La chanson rouge au 19-me si?cle, «Revue socialiste» 1902; Z?va?s A., L’internationale, ses auteurs, son histoire, «Monde», 1929, 27/IV (русский перевод этой статьи — Зеваэс А., Интернационал и его авторы, «Сов. музыка», 1933, № 2); Nadaud G., Pr?face к сб. Потье «Quel est le Fou?»; Rochefort H., Pr?face к 1-му изд. сб. Потье «Chants r?volutionnaires»; Allemane J., Jaur?s J. et Vaillant E., Pr?face ко 2-му изд. «Chants r?volutionnaires»; Vall?s J., La po?sie populaire («Cri du peuple», 1883, 29/XI), перепечатано в повторном издании «Chants r?volutionnaires» и в кн. Vall?s J., Des Mots, P., 1920; Гатов Ал., Солдат и поэт революции, вступ. ст. к «Песням» Потье, М.—Л., 1932; Его же, Пропаганда песен, М.—Л., 1931 (гл. «Эжен Потье»); Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма, изд. 3, П., 1923 (гл. «Эжен Потье»); Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1919, стр. 20—23. Ал. Дробинский

Литературная энциклопедия.