Значение БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ

валет', объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников 'Б. в.' (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и др.), отрицавших традиции как академизма, так и реализма 19 в. и в то же время противостоявших мистико-символистическими тенденциям в русском искусстве первого десятилетия 20 в., характерны живописно-пластического искания в духе творчества П. Сезанна , фовизма и кубизма , а также обращение к приёмам русского лубка и народной игрушки. В практике 'Б. в.' претворились кризисные черты русской художественной культуры предреволюционного десятилетия. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, утверждая идею 'самоценности' живописи, художники 'Б. в.' разрешали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы цветом, стремились к выявлению изначальной материальности и 'вещности' натуры. В подчёркнутой деформации и обобщении объёмов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников 'Б. в.' вместе с тем выразились в субъективной форме индивидуалистический протест против буржуазно-мещанского вкуса и уклада жизни (не затрагивавший, однако, существующих социальных устоев), стремление 'эпатировать буржуа', а также попытки утверждения в живописи чувственно-полнокровных, материально-красочных сторон бытия. В 1912 отколовшаяся от 'Б. в.' группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), организовала выставку под названием ' Ослиный хвост ' . В 1916 объединение распалось (организованная в 1917 выставка 'Б. в.' не включала работ ведущих художников этого объединения). После Октябрьской революции многие бывшие члены 'Б. в.', преодолев одностороннее увлечение формальными экспериментами, стали видными мастерами советского искусства. В 1925 по инициативе бывших членов 'Б. в.' возникло объединение 'Московские живописцы', в дальнейшем преобразованное в 'Общество московских художников' ( ОМХ ).

Лит.: Выставка произведений группы художников 'Бубновый валет', М., 1927; Лебедев А. К., Искусство 'Бубнового валета' и проблема художественного наследия, в сборнике: Вопросы искусства в свете борьбы идеологий, М., 1966; Коган Д. 3., Новые течения в живописи 1907-1917 годов, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.