Значение слова ПРИМИТИВИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ПРИМИТИВИЗМ

(от примитив ) в изобразительном искусстве конца 19 - 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства - первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, 'незамутнённым' пластам жизни. П. исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся 'низменно-грубыми', 'варварскими', и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, 'спонтанность' мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 - 20 вв. (см. Постимпрессионизм , Авангардизм ) , часто - с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, П. по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: П. Гогена и 'няби', представителей фовизма , кубизма , парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения 'Мости' в Германии, в России - участников группировок 'Голубая роза' (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), 'Бубновый валет' и 'Ослиный хвост' (где теоретиком П. был А. В. Шевченко).

Термин 'П.' часто применяется и по отношению к т. н. наивному искусству, т. е. творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца 19 - 20 вв. Произведения этих художников (А. Руссо во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, Ф. Мухе в Германии, Р. Вива в Италии, И. Генералич в Хорватии, Х. Пиппин и А. М. Робертсон, прозванная 'бабушка Мозес', в США и др.) присущи своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание (порой комичное) обобщенности форм и мелкой буквальности в деталях.

Лит.: Goldwater R. J., Primitivism in modern painting, N, Y. - L., 1938.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.