Михаил Федорович [22.5(3.6).1881, близ Тирасполя, Молдавия, - 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, Франция], русский живописец, график, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1898-1910) у В. А. Серова и И. И. Левитана . В 1902-06 работал в духе позднего импрессионизма ('Куст сирени в цвету', 1904, Третьяковская галерея). В 1906 посетил Париж. С 1907, испытывая воздействие фовизма и наивного искусства (лубок, ремесленная вывеска и т. п.), писал в примитивистской манере (резкий рисунок, сочная декоративность цвета) острогротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат ('Отдыхающий солдат', 1911; 'Весна', 1912; обе - в Третьяковской галерее). С конца 1900-х гг. Л. (совместно с Н. С. Гончаровой ) - организатор выступлений московских 'левых' художников, инициатор выставок 'Бубновый валет' (1910), 'Ослиный хвост' (1912), 'Мишень' (1913) и др. Противоречивые искания Л. привели его в 1911 к созданию так называемого лучизма (одного из первых примеров абстрактного искусства ) , оказавшегося в итоге бесперспективной художественной системой. В 1910-е гг. Л. выполнял иллюстрации к изданиям поэтов-футуристов ('Помада' Кручёных, издано в 1912). С 1915, живя в Париже, оформлял балетные постановки в антрепризе С. П. Дягилева (вместе с Гончаровой - 'Русские сказки' Лядова, 1916; 'Шут' Прокофьева, 1921), в живописи вернулся к ранней манере, камерному жанру и натюрморту.
Соч.: Лучизм, М., 1913.
Лит.: История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1969, с. 38, 104, 125-130; Сарабьянов Д., Примитивистский период в творчестве Михаила Ларионова, в его кн.: Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов, М., 1971; George W., Larionov. P., 1966.
Г. Г. Поспелов.