Значение МАЛЕВИЧ КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МАЛЕВИЧ КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ

Казимир Северинович [11(23).2.1878, близ Киева, - 15.5.1935, Ленинград], советский художник. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904-05) и студии Ф. И. Рерберга (1905-10) в Москве. Участник выставок 'Бубновый валет' (1910), 'Ослиный хвост' (1912), футуристической '0,10' (1915-16) и других. На рубеже 1900-1910-х годов стремился совместить принципы кубизма и футуризма ('На сенокосе', 1909; 'Станция без остановки', 1911). Став затем одним из основоположников абстрактного искусства , туманно-мистически толкуя свои эксперименты, М. сводил предметную форму к комбинациям рассеянных на плоскости контрастных по цвету простейших геометрических элементов ( супрематизм ). Это с самого начала вело к отрицанию общественных и познавательных задач художественного творчества и собственно живописи ('Чёрный квадрат', 1913). В 1918 создал оформление первой постановки 'Мистерии-буфф' В. В. Маяковского. С начала 1920-х годов примкнул к производственному искусству . Будучи преподавателем Народной художественной школы в Витебске (1919-22), директором ленинградского Гинхука (1923-1927; см. Инхук ), занимался исследованием формального языка пластических искусств, разрабатывал проекты конструктивно целесообразных форм посуды, рисунки для текстиля, пространств, композиции (макеты-'архитектоны'). В начале 1930-х годов делал попытки вернуться к изобразительности в живописи и обратиться к советской тематике ('Девушка с красным древком', 1932; все указанные картины - в Третьяковской галерее). Иллюстрации см. при статье Супрематизм .

Соч.: От кубизма к супрематизму, П., 1916, Супрематизм, Витебск, 1920; Essays on art. 1915-1933, N. Y., 1971.

Лит.: Федоров-Давыдов А., Выставка произведений К. С. Малевича, М., 1929; Рейнгардт Л., Абстракционизм, в сборнике; Модернизм, М., 1973, с. 112-15; Kasimir Malevich. 1878-1935. An exhibition...; L., 1959.

Т. Н. Макарова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.