Значение БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БОРТНЯНСКИЙ ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ

Дмитрий Степанович [1751, Глухов, - 28.9(10.10).1825, Петербург], русский композитор. По национальности украинец. Обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле (Петербург). Композицию изучал под руководством Б. Галуппи. В 1769-79 жил за границей. В Италии были поставлены его оперы: 'Креонт' (в оригинале 'Антигона', 1771, Венеция), 'Алкид' (1778, Венеция), 'Квинт Фабий' (1779, Модена). С 1779 капельмейстер, с 1796 директор Придворной певческой капеллы. С деятельностью Б. связан расцвет капеллы. Б. принадлежат три оперы на французские тексты: 'Праздник сеньора' (1786, Павловск), 'Сокол' (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них - 'Сын соперник, или Современная Стратоника' (1787, Павловск).

Выдающийся мастер хорового письма, Б. вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с М. С. Березовским Б. создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры и др. Камерно-инструментальные произведения Б., среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796), - первые образцы крупной циклической формы в русской музыке.

Соч.: Полн. собр. соч., в. 1-10, Изд. пересмотрено и исправлено П. Чайковским, М., 1882.

Лит.: Лебедев Н., Березовский и Бортнянский, как духовные композиторы, СПБ, 1882; Асафьев Б., Об исследовании русской музыки 18 в. и двух операх Бортнянского, в сборнике: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927; Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М., 1950; Келдыш Ю., Русская музыка 18 в., М., 1965.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.