Значение ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Лебедев Дмитрий Александрович ( 1871 - 1937 ), протоиерей, священномученик .

Память 14 ноября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родился 28 сентября 1871 году в селе Спирово Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева.

В 1892 году окончил Вифанскую Духовную Семинарию .

В 1894 г. поступил волонтером в Московскую Духовную Академию , которую закончил в 1898 году. Звание кандидата богословия получил в 1904 г.

В 1903 году он поступил на должность учителя русского языка в Уфимское духовное училище .

4 февраля 1905 года был рукоположен во священника . Стал служить в Никольском соборе города Можайска Московской губернии.

С 1908 года настоятель, председатель Можайского отделения Епархиального Училищного Совета.

С 1909 г. - законоучитель Ченцовской Земской школы Можайского уезда.

С 1911 г. - благочинный 1-го округа Можайского уезда.

В 1915 г. удостоен степени магистра богословия. С ноября 1915 года служит в Ильинской церкви погоста Стребукова Можайского уезда Московская губ.

С 1915 г. доцент, а с 1916 года экстраординарный профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней Церкви. Преемник профессора Спасского А.А.

О. Дмитрий - автор около 30 небольших по объему работ, в основном, посвященных изучению церковного календаря и пасхалий . Решительный противник григорианского стиля . В таком же смысле высказался Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов , сделавши постановление строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления. При этом своем постановлении Московский Собор, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение профессора Московской Духовной Академии отца Дмитрия Александровича Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал пагубность всякого сближения с Григорианским стилем, отдавая безусловное преимущество старому Юлианскому стилю .

В Академии служил до ее закрытия в начале 1920-х годов. В 1919 г. подал в Совет Академии в качестве докторской диссертации работу "Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении..." (Возможно, что получил степень доктора церковной истории).

30 августа 1930 года был осужден "Народным судом 78 участка" за "хождение с иконами" по ст.75 УК РСФСР. Приговор - штраф 150 рублей.

В 1932 году власти потребовали от него уплатить налоги и выполнить задание по сельскохозяйственным заготовкам. Отец Димитрий этого сделать не смог, был выселен из дома, и все его имущество было конфисковано.

В 1933 году был осужден за "антисоветскую агитацию" по ст.58-10 УК РСФСР. Приговор - 3 года ссылки в Казахстан.

После ссылки стал служить в своем родном селе Спирово , в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, известной своей скульптурной иконой святителя Николая Чудотворца и крестными ходами с этой иконой. Был возведен в сан протоиерея.

11 ноября 1937 года протоиерей Димитрий был арестован. Его обвинили в том, что он "произносил проповеди в церкви, имел тесную связь с "Теряевскими" церковниками, посещал дома колхозников, где проводил беседы". В справке на арест было сказано: "б[ывший] епископ до революции, имел кулацкое хозяйство, дом, лошадь... Ведет агитацию против советской власти, призывал всех крестьян держаться за церковь...", кроме того, о. Дмитрий убеждал в "Советы" выбирать честных труженников из духовенства и верующих крестьян. Также его обвинили в том, что он использовал руководство Спировского колхоза на подвозку стройматериалов для ремонта церкви, за счет чего колхозникам платили трудодни.

— Следствию известно, что вы в церкви в Спирово говорили проповедь, в которой призывали верующих держать связь с церковью и помогать ей. Следствие настаивает на даче вами правильных показаний, — потребовал следователь.

— Моя проповедь была посвящена теме Первого Вселенского Собора в Никее... В заключение проповеди я сказал, чтобы верующие держали связь с церковью и боролись с заблудшими, — ответил священник.

— Кого вы называете заблудшими? — спросил следователь.

— Заблудшие это те, кто не признает православной веры, — ответил священник.

На допросах отец Димитрий виновным себя не признал.

23 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила протоиерея Димитрия по ст.58-10 УК РСФСР "контрреволюционная агитация" к расстрелу, по групповому делу "прот. Николая Виноградова и прот. Димитрия Лебедева, диакона Петра Смирнова и Гавриила Безфамильного . 1937 г."

27 ноября 1937 года протоиерей Димитрий Лебедев был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 года протоиерей Димитрий Лебедев причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви .

Труды

Почему праздник Пасхи 25 марта называется "Кириопасха"? – Богословский вестник. 1905. Т. 2. № 5. С. 118-128.

Средники – Журнал Министерства Народного Просвещения, 1911.

Антиохийский собор 324 г. – Христианское Чтение, 1911.

Евсевий Никомидийский и Лукиан : (К вопросу о происхождении арианства) – Богословский вестник. 1912. № 4. С. 722-737, № 5. С. 180-189.

К вопросу о коптских актах 3 Вселенского собора. – Христианский Восток, 1912.

Речь перед защитой дисс.: "Из истории древних пасхальных циклов : 1. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского" – Богословский вестник. 1916. № 1. С. 36-47.

Из истории древних пасхальных циклов. – Византийский Временник, т. 18.

Из истории арианских споров. – ib., т. 20.

День Рождества Христова по хронологии святого Ипполита Римского. – Христианские Чтения, 1915.

К вопросу об антиохийском соборе 324 г. – Труды Киевской духовной академии", 1915.

Вопрос о происхождении арианства – Богословский вестник. 1916. № 5. С. 133-162.

К вопросу об антиохийском соборе 324 г. и о "великом и священном Соборе в Анкире" – Богословский вестник. 1916. № 7/8. С. 482-512, № 9. С. 88-102, 1917. № 1. С. 114-155, 1918. № 6/9.

Спасский А.А., проф. : Некролог; К характеристике его ученой деятельности как историка др.церкви – Богословский вестник. 1916. № 10/12. С. 3-94.

Литература

Алонин М.А. Расстрельные списки. Священнослужители. Казнены в Бутово// Вечерняя Москва. 1993. 23 авг.

Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.45-48.

Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.25.

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19с.

Ссылки

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://www.fond.ru/book/book6/6-68.htm

http://www.martirolog.ru/golubzov/mda-gulag.htm#ntit14

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=33611

http://www.rulex.ru/01120146.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.