Значение БЕРЛИОЗ ГЕКТОР ЛУИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БЕРЛИОЗ ГЕКТОР ЛУИ

(Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, - 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Б. - студент-медик, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставил медицину, решив посвятить себя музыке. Первое публичное исполнение произведения Б. ('Торжественная месса') состоялось в Париже в 1825. В 1826-30 Б. учился в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получив Римскую премию (1830) за кантату 'Сарданапал', жил (как стипендиат) в Италии. Возвратившись в Париж (1832), занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-68).

Б. - яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии. Искусство Б. во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Художник-новатор, Б. смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (выдающийся мастер оркестровки), тяготел к театрализации симфонической музыки, грандиозным масштабам сочинений.

Творчество композитора отразило и свойственные романтизму противоречия: стремление к общенародности, массовости музыки уживалось у него с крайним индивидуализмом, героика и революционный пафос - с интимными излияниями одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника. В 1826 была написана кантата 'Греческая революция' - отклик на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Б. Июльскую революцию 1830 года; на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра 'Марсельезу'. В ряде крупных сочинений Б. нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции созданы грандиозный 'Реквием' (1837) и 'Траурно-триумфальная симфония' (1840, написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Однако Революцию 1848 Б. не понял. В последние годы жизни Б. все больше склонялся к академизму, абстрактной моральной проблематике: ораториальная трилогия 'Детство Христа' (1854), оперная дилогия 'Троянцы' по Вергилию ('Взятие Трои' и 'Троянцы в Карфагене', 1855-59).

Стиль Б. определился уже в 'Фантастической симфонии' (1830, подзаголовок - 'Эпизод из жизни художника'). Это известнейшее сочинение Б. - первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (разлад с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема 'несчастной любви' приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за симфонией Б. пишет монодраму 'Лелио, или Возвращение к жизни' (1831, продолжение 'Фантастической симфонии'). Б. привлекали сюжеты произведений Дж. Байрона - симфония для альта и оркестра 'Гарольд в Италии' (1834), увертюра 'Корсар' (1844); У. Шекспира - увертюра 'Король Лир' (1831), драматическая симфония 'Ромео и Джульетта' (1839), комическая опера 'Беатриче и Бенедикт' (1862, на сюжет 'Много шума из ничего'); И. В. Гёте - драматическая легенда (оратория) 'Осуждение Фауста' (1846, свободно трактующая поэму Гёте). Б. принадлежат также опера 'Бенвенуто Челлини' (пост. 1838); 6 кантат; оркестровые увертюры, в том числе 'Римский карнавал' (1844); романсы и др. Собрание сочинений в 9 сериях (20 тт.) издано в Лейпциге (1900-07).

Б. был выдающимся дирижёром. Наряду с Р. Вагнером он положил основание новой школе дирижирования. Б. внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке, 1845) и вообще русской музыки.

Соч.: Дирижёр оркестра, пер. с франц., М., 1912: Мемуары, пер. с франц., М., 1967; Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956.

Лит.: Роллан Р., Музыканты наших дней, пер. с франц. Ю. Вейсберг, М., 1938 (Собр. муз.-ист. соч., т. 5); Хохловкина А., Берлиоз, М., 1960; Соллертинскнй И., Берлиоз, [3 изд.], М., 1962: Tiersot J., Hector Berlioz et la societe de son temps, P., 1904; Boschot А., L'histoire d'un romantique. Hector Berlioz, v. 1-3, P., 1946-50.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.