Шарль Луи [Philippe, 1874—1909] — французский писатель, сын бедного сапожника. Несмотря на крайнюю скудость средств, получил среднее образование. Поселившись в 1895 в Париже, терпел большую нужду, был некоторое время чернорабочим, потом мелким муниципальным служащим. Первое значительное произведение Ф. появилось в 1901. Поколение писателей-выходцев из ремесленно-крестьянской среды, к которому принадлежал Ф., мечтало о новой лит-ре класса, не отравленного буржуазной культурой, здорового, сильного и выражающего свое коллективное «я» с суровой простотой и правдивостью. Ф. искренне ненавидел сытое довольство немногих. Он описывал быт ремесленников, деклассированных, мелкой буржуазии. Изображаемый им трудящийся народ несчастен, страдает, но почти всегда безропотно принимает невзгоды. Ф. стремится к тому, чего в его характере не было, — к мужественной бодрости и силе. Но, больной и слабовольный, он дальше мятежного непротивленства не пошел. Его гнев почти всегда переходил в пассивное сочувствие, сострадание. Как художник Ф. обладал редким уменьем вживаться в каждое чувство и ощущение персонажа, вживаться в сущность явления. Лучшие произведения Ф. — романы «Старый Пердри» (Le P?re Perdrix, 1902), «Крокиньоль», особенно «Шарль Бланшар» (Charles Blanchard, изд. 1913) и повесть «Мать и дитя» (La m?re et l’enfant, изд. в 1911). Первый — грустная история кузнеца, почти ослепшего и отданного на растерзание общественной благотворительности; унизительное милосердие сытых убивает в нем всякое человеческое достоинство. Постепенно кузнец превращается в инвалида. Этот закат рабочего человека, его медленное умирание изображено с суровой простотой. Племянник старика, сын
727 рабочего, стал инженером. Но во время забастовки на заводе в нем заговорило классовое чувство, и он горячо стал на сторону забастовщиков. Эти две драмы — интеллигента из пролетариев и старого кузнеца — развертываются вначале на фоне бесцветного быта глухого провинциального городка, потом среди сутолоки Парижа. Тонкий юмор и горькая ирония переплетаются в «Крокиньоле». Неожиданно разбогатевший конторщик, прожив в два года свои деньги, не способен вернуться к отупляющей канцелярской обстановке, не может подавить возникших в нем новых потребностей и кончает жизнь самоубийством. Иллюстрация: Ф. Мазерель. Иллюстрация к роману Шарля Луи Филиппа, изд. 1923 В произведениях Ф. почти всегда [«Бюбю с Монпарнаса» (Bubu de Montparnasse, 1901), «Мария Донадье» (Marie Donadieu, 1904), «Крокиньоль» (Croquignole, 1906), некоторые новеллы] рядом с крепким, покоряющим жизнь характером дан другой — добрый, мягкий, скромно отступающий на второй план. В «Шарле Бланшаре» (Charles Blanchard, 1913) он хотел объединить оба типа, дать синтетический образ. Роман этот остался неоконченным, но, судя по написанным главам, он мог быть произведением огромного напряжения. Ф. долго работал над ним, набрасывая все новые и новые варианты, стараясь найти самую законченную, простую и ясную форму для передачи внутреннего состояния ребенка, растущего в условиях крайней бедности. Это — трагическая в своей простоте поэма нищенства. Рассказы в сборниках «В маленьком городе» (Dans la petite ville, 1910) и «Утренники» (Contes du matin, 1916) — целая галлерея типичных фигур бедняков, в поте лица своего добывающих скудное пропитание, отщепенцев (из так называемого «дна»), мелких торговцев и служащих и прежде всего детей, изображенных с чутким пониманием. Ф. довел до большого мастерства искусство короткого рассказа. На двух-трех страничках дан экстракт, запечатлен внутренний смысл события. Кроме художественных произведений,
728 Ф. написал много фельетонов, в к-рых проводил анархистские идеи. В них особенно сильно сказалась ограниченность писателя. Отвергая собственнический и эксплоататорский мир и в то же время не будучи связанным с организованно борющимся пролетариатом, он находил своих героев, своих «сильных и смелых» только на дне буржуазно-капиталистического общества, в мире отщепенцев, деклассированных. Он не сумел стать на социально-политические позиции рабочего класса. Отсюда и противоречия его творчества. Библиография : I. Все произведения Ф., за исключением его ранних рассказов и писем, имеются в нескольких переводах. Собрание сочинений под ред. А. А. Смирнова, гос. изд-во «Худож. лит-ра», Л., 1934—1936 (т. I — Шарль Бланшар. Мать и ребенок; т. II — Бюбю с Монпарнаса; т. III — Мари Донадье; т. IV — Утренние рассказы; т. V — В маленьком городке; т. VI — Крокиньоль; т. VII — Дядюшка Пердри). II. Эйхенбаум Б., Шарль-Луи Филипп, «Русская мысль», М. — П., 1914, кн. IV; Луначарский А. В., Этюды критические, М. — Л., 1925 (см. «Гений и голод»); Гимельфарб Б., Шарль-Луи Филипп — человек и писатель, вступ. ст. в кн.: Ш.- Л. Филипп — Шарль Бланшар, изд. «Пролетарий» [Харьков], 1925; Рыкова Н., Шарль-Луи Филипп (Очерк жизни и творчества), в кн.: Ш.-Л. Филипп. Собрание сочинений, т. I, Ленинград, 1935; Jean L., Parmi les hommes, P., 1910; Bachelin H., Ch.-L. Philippe, Son oeuvre, P., 1929; Poulaille H., Nouvel ?ge litt?raire, Berlin, 1930; Luk?cs G., Die Seele und die Formen, Paris, 1911. Б. Гимельфарб