Значение БЁМЕ ЯКОБ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БЁМЕ ЯКОБ

(Bohme) Якоб (1575, Альтзейденберг, - 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель пантеизма .По профессии сапожник. Для сочинений Б. характерны слияние натурфилософии и мистики, экзальтированность стиля, наличие множества библейских и поэтических образов. Бог, по Б., един с природой и объемлет собою всё - небо и ад, внутреннее и внешнее, добро и зло, творит самого себя из 'ничто' посредством раздвоения своего первоначально недифференцированного единства и выделения из него противоположностей: света и тьмы, добра и зла. Эти стихийно-диалектические идеи Б. оказали большое влияние на последующее развитие немецкой философии (Ф. Баадер , Ф. В. Шеллинг , Г. В. Ф. Гегель ) . К. Маркс и Ф. Энгельс использовали термин Б. 'мука (Qual) материи', понимаемый как стремление, жизненный дух, напряжение, для характеристики принципа самодвижения (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142).

Соч.: Sammtliche Werke, Bd 1-7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; в рус. пер. - Aurora или Утренняя заря в восхождении, М., 1914.

Лит.: Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, 'Вестник истории мировой культуры', 1958, |5; Фейербах Л., История философии, т. 1, М., 1967; Grunsky Н., Jacob Bohme, Stuttg., 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity, Phil.,1957.

А. В. Гулыга.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.