Николай Александрович (6.3.1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму . Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов: 'Проблемы идеализма' (1902), антиреволюционные сборники 'Вехи' (1909), 'Из глубины' (1918); был организатором и председателем 'Вольной академии духовной культуры' (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал 'Путь' (Париж, 1925-40), руководил издательством 'YMCA - Press' ('Христианского союза молодёжи').
В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством , развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству . Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традиции - славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся принцип дуализма Канта.) Рождающаяся из абсолютизации каждого из этих мотивов двойственность позиции Б. выражается в ряде противоречий и прежде всего в фиксируемом им самим противоречии 'творчества' и 'жалости' (морали творчества, или культа 'гениальности', и христианской морали искупления). Б., в духе мистики Бёме и Шеллинга, утверждает безосновность свободы, её примат над бытием (и богом) и, следовательно, - как бы неподвластность человека божественной воле; говорит об отсутствии бога в мире. Однако Б. принимает также концепцию истории в провиденциальном духе христианской эсхатологии . Для Б. характерно полное отталкивание от мира (царства 'обыденности', зла), но и стремление к преображению мира. Призыв к творчеству как к средству изменения мира совмещается у Б. с убеждением в обречённости всякого творческого акта; по существу всякую объективацию (предметное воплощение) человеческого творчества Б. отождествляет с отчуждением.
С главной темой - проблемой личности, связано внимание Б. к философии истории (см. 'Смысл истории', 1923, 'Новое средневековье', 1924, 'Судьба человека в современном мире', 1934, 'Русская идея', 1946, и др.). Б. не признаёт за историей прогрессивного движения, считая, что её путь - это обнажение противоположностей - добра и зла - и трагическая борьба между ними, которая завершается выходом в 'метаисторию' ('царство божие'). В современности Б. находит признаки 'варваризации' европейской культуры, начало её сумерек ('Конец Европы', М., 1915), связанных с наступлением 'массовой культуры'. Б. - один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась, согласно Б., результатом 'торжества буржуазного духа' ('Смысл творчества', М., 1916). Б. призывает к 'спасению' через индивидуальный творчески-моральный акт (жертвы, любви и т.п.), - к 'персоналистической революции' вместо социальной. Признавая, с позиций христианского социализма, классовую борьбу правомерной реакцией на социальную несправедливость и правду коммунистического принципа обобществления производства, Б., однако, считал необходимым вести с коммунизмом беспрерывную идейную борьбу, рассматривая его как выражение буржуазного, антидуховного сознания, ориентированного на материальность, материальные блага. В продолжение всей жизни выступая с критикой марксизма, считал его двойственным учением - сочетающим экономический детерминизм с волюнтаризмом и секуляризованным религиозным мировоззрением, выражающим надежды на мессианство пролетариата.
Яростный идейный противник Октябрьской революции (и любого социально-политического переворота вообще), Б. в полемической книге 'Философия неравенства' (1918, изд. 1923) опускается до оправдания жестокостей 'органического' исторического процесса (нарушением которого считает революцию) и ницшеанской апологии социального отбора и права 'сильной личности'. В дальнейшем оправдание исторической действительности как разумной и необходимой считает преступным; оставаясь идеологом 'аристократии духа', стремится освободить своё понимание аристократизма от всяких сословно-иерархических характеристик ('О рабстве и свободе человека', 1939, 'Самопознание', 1949).
Б. оказал влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма ; получил известность на Западе как главный выразитель традиции русской религиозно-идеалистической философии и идеолог антикоммунизма.
Лит.: Ленин В. И., О 'Вехах', Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19; его же, [Письмо] Г. В. Плеханову 30 июля 1901 г., там же, т. 46, с. 135; Луппол И., Новое средневековье, 'Под знаменем марксизма', 1926, | 12; Балакина И. Ф., Религиозно-экзистенциалистские искания в России начала 20 в., в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Lowrie D., Rebellious prophet. A life of N. Berdyaev, N. Y., 1960; Wernham J., Two Russian thinkers. An essay in Berdyaev and Shestov, Toronto, 1968.
P. А. Гальцева.