Значение слова ТЕОСОФИЯ в Православной энциклопедии Древо

ТЕОСОФИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

В этой статье неполная разметка.

Теософия (от θεος — Бог и σοφια — мудрость), богопознание путем мистического восприятия, через непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза. К теософам относят неоплатоников и гностиков; из нов. философов: Як. Бема, Парацельса, Сен-Мартена, Сведенборга и др. Неправильно теософией названа новая форма буддизма, культивируемая основанным Блаватской теософическим обществом.

Первоначально это слово было синонимом «теологии». В таком значении оно встречается в сочинениях, приписанных Дионисию Ареопагиту и относимых в настоящее время к концу IV и началу V вв. христианской эры.

В позднейшем словоупотреблении Теософия отличается от теологии тем, что последняя представляет систему знания о божестве, основанную на Откровении и догматах, а богопознание теософическое опирается на непосредственные данные мистического восприятия; но от мистиков теософы отличаются тем, что они большей частью стараются придать своим индивидуальным мистическим откровениям форму законченной и связной системы.

Одни теософы относятся безусловно враждебно к рациональному познанию и к философии, другие стремятся объединить мистическое и рациональное познание в единое целое.

В сочинениях теософов мы находим нередко причудливое сочетание крайней фантастичности содержания с внешней симметричностью и стройностью, придающими субъективным построениям видимость связной, научно разработанной системы.

Сила религиозного воодушевления, иногда поэтическая роскошь фантазии, богатый образный язык составляют сильную сторону наиболее замечательных теософических произведений; но символизм, обилие аналогий, сравнений, метафор взамен строгой логической доказательности лишают этот род произведений серьезного научного значения. Во всяком случае, они представляют драгоценный психологический материал для изучения особенностей т.н. «мистического воображения».

Некоторые относят к теософам неоплатоников и гностиков, но чаще этот термин применяют к мистическим писателям нового времени: Якобу Бёме, Валентину Вейгелю, Парацельсу, Сен-Мартену, Сведенборгу.

Необузданность фантазии у некоторых теософов достигает крайней степени; у Сен-Мартена, автора поэмы «Le crocodile ou la guerre du bien et du mal arrivée sous le régne de Louis XV» (1799), Т. фигурирует в качестве Madame Jof (Foi — Веры), побивающей хитрости Сатаны (крокодила). Такие теософы-фантазеры резко противопоставляют себя «философам», как это видно из эпитафии Сен-Мартену, приведенной в соч. Баадера:

О trop cruelle mort, tu viens nous enlever

Saint-Martin! ce savant dans la théosophie;

Il combatit Terreur et sut se préserver

De ces systemès vains de la philosophie.

[О смерть, непомерно жестокая! Ты отнимаешь

У нас Сен-Мартена, умудренного Теософией;

Он сражался с заблуждением и умел оградить себя

От суетных систем философии.]

Здесь теософическое познание противопоставляется философскому, рациональному. По-видимому, так понимает теософию Баадер, называя ее расширенной, исправленной и христиански преобразованной мистикой каббалы. Издатель сочинений Баадера, барон Фр. Остен-Сакен (1860), противопоставляет Теософию философии как нечто высшее, не нашедшее себе места в истории философии Гегеля.

Однако сочинения даже таких теософов имели влияние на историю философской мысли в собственном смысле слова. Так, напр., Бёме натолкнул своими сочинениями Гегеля на исследование проблемы о «происхождении зла»; Сведенборг побудил Канта философски обследовать вопрос о возможности «духовидения». Шеллинг впервые подчеркнул в понятии Теософия равноправность мистического и рационального элемента в богопознании; он несочувственно говорит о «теософизме» как о роде мистицизма, исключающем возможность научного познания, в противоположность Теософии, являющейся синтезом мистического богопознания с философским разумным познанием.

После Шеллинга термин «Теософия» в применении к собственной системе употребляли Баадер, Розмини («Teosofia»), Трентовский («Teosofia wszyskich ludow»). Шеллинговское понимание теософии усвоил и Владимир Соловьев, который разумеет под нею «цельное знание» высший синтез рационального и эмпирического знания с мистическим. Философскую теософию, в противоположность «традиционной», Соловьев называет свободной. Свободная теософия должна, быть продуктом критической мысли, опыта и мистического откровения.

Вследствие того, что многие теософы (напр., Парацельс) допускали наряду с мистическим восприятием раскрытие тайн внешней природы и совершение чудес, т.е. тауматургию, слово «Теософия» приобрело это последнее значение у основателей т.н. Теософического общества, возникшего в 1875 в Америке и затем перешедшего в Индию и в Европу.

Теософия в этом обществе является новой формой буддизма; главную роль играют в ней благотворительность и общение с таинственными силами природы, дающее возможность творить чудеса. Трудно представить себе более нелепое словоупотребление: «мистическая часть буддистской доктрины,— говорит Владимир Соловьев, никогда не могла обозначаться каким-нибудь термином, соответствующим греческому слову Теософия (по-русски богомудрие)». «Одно и то же учение не может быть зараз и буддизмом, и теософией», так как буддизм — атеистическая религия (см. статью Вл. Соловьева «Блаватская» в «Критико-биографич. словаре» Венгерова, т. 3, стр. 316). Теософическое общество, основанное г-жой Блаватской, следует называть необуддийским или тауматургическим, но отнюдь не теософическим. Это неправильное словоупотребление является постоянным источником недоразумений для желающих познакомиться с Теософией.

Источники:

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.