Якоб [B?ehme, 1575–1624] — немецкий философ-мистик, сапожник по ремеслу. Философ-самоучка, Б. ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью, но протест его слаб. Средневековая идеология еще властвует над нарождающимся буржуа. В своем фантастическом истолковании мира Б. сочетает натурфилософию с средневековой теологией; сквозь влияние последней пробивается однако попытка своеобразного диалектического мышления. Принцип философии Б. — вечное движение, становление, основные категории —
730 «противоположение» (Gegensatz) и «развитие» (Entwicklung) — разработаны Баадером, Шеллингом. В туманном образе «триединства» у Б. дан зародыш гегелевской триады. Учение Б. сыграло большую роль в немецком романтизме XIX в. Романтиков влекли к Б. любовь к родной старине и наивно-сказочное понимание природы. Под его влиянием утвердилось в романтизме то мистическое понимание мира и искусства, к-рое возвестил Вакенродер. Романтики, как и Б., видели в одухотворении природы способ к ее познанию. Поэтическая фантазия Б. глубоко родственна Новалису. Туманная образность яз., отношение к слову как к несовершенному средству для выражения всей полноты чувств — как нельзя более гармонировали с мировосприятием Тика. «Эликсир сатаны» Гофмана — поэтический комментарий к Б., местами непонятный без знакомства с учением последнего. Библиография: I. Morgenr?the in Aufgang oder Aurora, 1612 (есть русский перевод); Die drei Prinzipien g?ttlichen Wesens, 1619; Psichologia vera oder 40 Fragen... etc., 1620; Mysterium magnum (Erkl?rung des ersten Buches Moses, 1625). II. Fechner H. A., J. B., sein Leben u. s. Schriften, 1887; Deussen P., J. B., 1897; Honkamer, J. B., 1924; Edelheimer, B. u. die Romantik.