1) Город Рим. Составление личных и имущественных списков граждан, носившее в древнем Риме название ценза, началось одновременно с имущественным и военным делением граждан на классы и центурии, приписываемым в римском предании реформе предпоследнего царя, Сервия Туллия. В эпоху свободного строя Ц. производился первоначально консулами, с 443 г. — цензорами (см.). Непосредственным объектом Ц. были все римские граждане в гор. Риме и вне его все те, которые принадлежали к римскому войску и были, при том, sui iuris; они же являлись представителями тех, кто не был sui iuris (сыновья, находящиеся в manus отца, хотя бы и совершеннолетние, женщины, дети, сироты, вдовы, опекаемые). Все они обязаны были явиться к Ц., если не мешали им уважительные причины (болезнь, отсутствие на войне или по государственному делу и т. п.). Неявка к Ц. без уважительной причины вела за собою в древнейшее время ряд суровых наказаний (вплоть до смерти), позднее значительно смягченных, так что в конце концов неявившийся (incensus) рисковал, главным образом, оценкой своего имущества свыше действительной его стоимости. Ц. Состоял, главным образом, в пересмотре и проверке списков прошлого люстра (см.). Проверка начиналась с assidui, членов триб, затем привлекались aerarii и отпущенники, в конце — всадники. Каждый гражданин обязан был назвать свои "nomina praenomina patres aut patronos tribus cognomina et quot annos quisque eorum habeat et rationem pecuniae" (l. Jul. munic.), т. е. имя, возраст, имущество, местожительство и то, в каком положении он находится по отношению к службе в войске, и все это подтвердить присягой. Подробности объявления регулировались особым эдиктом цензора (formula census). Целью Ц. было установление имущества, которое могло подвергнуться обложению, и лиц, обязанных военной службой. В связи с занесением в списки граждан стояло распределение по трибам, занесение всадников в 18 центурий equo publico, отнятие этого права у раньше занесенных, лишение права заседать в сенате. В связи с составлением имущественных списков стояло распределение по классам и определение высоты tributum, падавшего на долю каждого, с правом привлекать так назыв. эрариев (см.) к более высоким платежам, в виде наказания. В военном отношении делением граждан на seniores и iuniores в пределах каждого класса, и делением их на центурии создавался материал для привлечения граждан к действительной службе. Ц. производился публично на Марсовом поле, около архива цензоров, в торжественной обстановке, при помощи ряда служителей: глашатаев (praecones), курьеров (viatores) и nomenclatores. Содействовать цензору должны были все магистраты, особенно преторы и народные трибуны. Ближайшее содействие оказывали и кураторы отдельных триб. Данные Ц., поскольку они касались сенаторов и всадников, хранились в здании, тесно связанном с сенатом, — так наз. atrium Libertatis. 2) Муниципии. О Ц. в италийских городах до римской гегемонии мы ничего не знаем и не можем, поэтому, сказать, был ли Ц. институтом чисто римским, или общелатинским, или даже общеиталийским. Несомненно только, что с конца III века до Р. Хр. замечается тенденция объединить дело италийского Ц. в Риме, для чего требовалось единообразное производство Ц. в Италии и сообщение данных этого Ц. в Рим до окончания производства римского Ц. Дарование права гражданства всей Италии закончило эволюцию в этом отношении. По Юлиеву муниципальному закону, Ц. в италийских городах должен был производиться одновременно с римским местными магистратами по римской formula census; данные Ц. должны были доставляться в Рим особыми легатами не позже как за 2 месяца до окончания Ц. в Риме. Делом Ц. в муниципиях заведовали либо особые магистраты, одноименные римским, либо верховные магистраты — дуовиры, которые в год Ц. именовались квинквенналами. Общегосударственное значение Ц. в муниципиях утрачивается одновременно с прекращением общегражданских цензов при Веспасиане. С этого времени Ц. служит главным образом местным нуждам. 3) Провинции. Общие провинциальные цензы появились впервые только при Августе. До этого времени Рим довольствовался местной статистикой, особенно на Востоке, где в греческих городах имелись достаточно деятельные органы податного подсчета. Умиротворение Запада и его привлечение к общегосударственной жизни при Августе, введение в Галлии городского строя, как податной единицы, отсутствие всякой местной статистики повело к тому, что первым делом Августа в Галлии еще в 27 г. было производство крупной статистической работы, под именем Ц. Главным объектом Ц. были жители и затем земельные владения, на которых покоилось императорское обложение. Сложная работа галльского Ц. длилась очень долго и затем постоянно возобновлялась. Подобные работы начаты были Августом и в Испании, и в Сирии (знаменитый ценз Сульпиция Квириния в 6 г. по Р. Хр., упоминаемый еванг. Лукой, 2, 2). Общего провинциального Ц. произведено не было ни при Августе, ни впоследствии. На всем греческом Востоке он был, к тому же, излишен. От времени до времени, однако, производилась ревизия местных городских Ц., которою руководили правители провинций и особые агенты-прокураторы. Имена ряда таких censitores известны из надписей. Хорошо знакомы мы с постановкой дела Ц. только в Египте, благодаря данным папирусов и надписей. Она в значительной степени разнится от римского гражданского Ц. и провинциальной практики, поскольку последняя нам известна. Зависит это от того, что в Египте существовала уже выработанная система государственного Ц., когда там укрепились римляне, которым пришлось только несколько модифицировать эту систему. В Египте строго различали Ц. личный, служивший для целей личных повинностей (как-то военной службы, несения общественных работ, подушной подати), и Ц. имущественный, для распределения имущественного обложения. В Птолемеевское и римское время и тот, и другой Ц. производились по личным заявлениям каждого подданного, но в Птолемеевское время личные заявления подавались ежегодно, в римское — через каждые 14 лет. Для римского времени мы имеем, таким образом, общий личный Ц. в промежутки времени, соответствовавшие сроку записи мальчиков в списки обязанных военной службой. Подробности этого Ц. мы хорошо знаем из ряда сохранившихся заявлений (?????????? ?????????). Декларантом был непременно владелец дома; он должен был точно указать положение своего дома и затем перечислить всех живущих в нем — детей, родственников, жильцов и рабов, указывая при каждом их возраст. Эти заявления поступали в местные канцелярии и в центральную канцелярию нома; там они склеивалась и после проверки, служили основанием для списков по воинской повинности и податному обложению. Четырнадцатилетний период. ценз введен был, вероятно, только в I в. после Рождества Христова; первая декларация нового образца относится к 61 г. по Р. Хр., последняя, по всей вероятности, старого — к 18 г. до Р. Хр. Рядом с личной переписью шла перепись имущественная, возобновлявшаяся ежегодно, как во Птолемеевское, так и в римское время. Разница между заявлениями владельцев Птолемеевского и римского времени та, что при Птолемеях владельцы не только указывали на состав имущества, но и оценивали его; при римлянах оценка отпала. Контроль заявлений при Птолемеях принадлежал податным откупщикам, в римское время — местным чиновникам и местным жителям, исполнявшим это как тяготу. Ц. имущественный был чрезвычайно расчленен. Заявления делались соответственно податным рубрикам: пахотная земля показывалась отдельно, садовая отдельно, здания отдельно, скот также и т. д. Заявления эти, как и личные, сводились в общем земельном кадастре, где отмечались все изменения собственности, происшедшие в данном году. Сверх личных и имущественных списков велись и списки рождений и смертей, особенно последних, имевших важное значение для обложения. Насколько египетская практика повлияла на римскую провинциальную — с точностью определить нельзя. Вероятность влияния, однако, велика. См. Mommsen, "R?m. Staatsrecht" (II, 359 сл. и 1091 сл.); Unger, "De censibus provinciarum Romanarum" ("Leipziger Studien", X, 1887, l сл.); Kubitschek y Pauly-Wissowa, "Realenc." (III, 1914 сл.). Об Египте см. Wilcken, "Hermes" (28, 240 сл.); "Philologus" (52, 564 сл.); "Griechische Ostraka aus Aegypten und Nubien" (I, 435 сл.).M. P.
Значение ЦЕНЗ, В РИМЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЦЕНЗ, В РИМЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012