Значение ФОТИЙ, МИТРОПОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ФОТИЙ, МИТРОПОЛИТ

митрополит Киевский и всея России, духовный писатель. Ф. был родом из Пелопоннеса. Поступив в монастырь, он был послан в Константинополь к императору и патриарху и пришел в столицу в то время, когда там находились послы русского великого князя, прибывшие просить себе нового митрополита. Император с патриархом поставили в русские митрополиты Ф. В 1409 г. Ф. прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Ф. удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Ф. прожил в Литве около шести месяцев. 22 марта 1410 г. Ф. прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву. После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия Ф. нашел в своей митрополии много беспорядков. Дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну вел. князя. Ф. начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Ф. к Василию Дмитриевичу (напеч. в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I), в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к вел. князю (напеч. в "Памятниках" Павлова, 35, II) видно, что и к самому государю Ф. предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины. Боярам удалось поссорить Ф. с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Ф. и решил отнять у него литовскую митрополию. Ф. решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита. Когда Ф. явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был поставлен Григорий Цамблак (см.). Ф. разослал окружные послания (послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Истор.", т. I, 19, и в "Памятниках" Павлова, 39; послание в Киев сокращенно помещено в "Полн. собр. рус. летоп.", IV, 116 и в Никон. Лет., V, 65; послание во Псков — в "Актах истор.", I, 40), в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения. После смерти Григория Цамблака обе половины русской церкви опять соединились под властью Ф. В правление Ф. и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников (см.). После смерти вел. кн. Василия Дмитриевича Ф. крепко стоял за малолетнего сына его, Василия, утверждая этим новый московский порядок престолонаследия по нисходящей линии, а не по старшинству. Своей духовной властью он успевал предупреждать усобицы во все время своего святительства. Ф. скончался в 1431 г. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до доставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий (завещание напечатано в "Полн. собрании рос. летоп.", VI, 144, Никон. Лет., V, 100; "Собран. госуд. грам. и догов.", II, 17). Ф. погребен в московском Успенском соборе; в 1472 г. обретены его мощи, но почивают под спудом. Память 2 июля и 27 мая. До нас сохранилось восемь его церковных слов: сказанное в день Благовещения (напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182), на Сретение Господне (в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453), в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия (ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481); три слова о казнях Божиих (два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70). Перечисленные поучения Ф., за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Ф. русской жизни. При своем вступлении на кафедру Ф. адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей (напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60). При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Ф. обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии (напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183). Известны еще два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей (отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1); три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам (напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58); три послания в киевский Печерский монастырь (два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180); послание в псковской Снетогорский м-рь (напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46); послание к препод. Павлу Обнорскому (в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57). Сохранились также семь посланий Ф. в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни. Особенную важность для церкви получило впоследствии послание Ф. к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.). Церковные слова и учительные послания Ф. не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Ф. не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Ф. цитуются Василий Велик., Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др. Ср. прот. Горский, "Ф., митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852); А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Ф., митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892); епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18—20, 23—27); Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.