Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Митрополит (греч.: столичный) – первоначально – епископ митрополии . Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.
В настоящее время в Русской православной церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула " архиепископ ". Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук .
В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи , и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов , но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.
История
Одни думают, что название "митрополит" явилось не ранее I Вселенского Собора ( 325 г.); другие, если не название, то функции деятельности митрополита, особые от общих епископских , усматривают еще в лице самих апостолов ; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во II в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении.
На I Вселенском Соборе и на соборе Антиохийском 341 г. юрисдикция митрополита была окончательно установлена, увеличена в объеме и точно регламентирована. Кроме права созывать областные соборы, им были усвоены:
право надзора за церковными делами всей области, так что ни один епископ без митрополита не мог постановлять чего-либо важного;
право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.
При открытии епископской вакансии в области, митрополит извещал о том всех епископов, приглашая их к избранию нового епископа, и все епископы должны были собраться для того в митрополию или прислать письменное согласие на избрание кого-либо. При избрании самого митрополита должны были присутствовать все епископы лично. Трулльский собор ( 692 г.) постановил, чтобы митрополичьи округи в точности совпадали с диоцезами государственного деления империи, но это правило соблюдалось только на Востоке: на Западе держались указаний апостольского происхождения церквей, почему митрополия римского епископа обнимала десять областей, прилегавших непосредственно к Риму. В этом смысле на Востоке папу долго еще называли (например, Михаил Пселл в XI в.) митрополитом, хотя, согласно определению Халкидонского собора , он, наравне с епископами Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя, носил название патриарха .
Митрополиты на Западе
Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям. С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало. Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха. Карл Великий , по настоянию папы Адриана , своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть митрополита не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем митрополит.
С течением времени западные митрополиты вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом "исследовать законность" избрания и правом посвящения. Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от митрополитов, политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против митрополита, митрополит же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на митрополита к папе , а митрополит должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях.
Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами митрополитов во всей их первоначальной полноте.
В последующее время юрисдикция митрополитов на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на митрополита и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858—867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен. Иннокентий III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый митрополит, который не испросит у папы паллиума , должен считаться низложенным. Григорий VII требовал от митрополитов присяги в том, что они будут защищать папство , во всякое время являться к папе по первому призыву и т.д. Климент IV (1264—1268) усвоил себе право полного распоряжения всеми приходами и бенефициями. В XI в. от митрополитов отнято, наконец, даже право созывать провинциальные соборы, через учреждение должностей сначала апостолического викария , а затем папского легата , которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства.
Ныне в католической церкви название "митрополит" — лишь почетный титул.
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/071/2/2952.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент