Значение ФЛАКСМАН ДЖОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ФЛАКСМАН ДЖОН

(Flaxman, 1755—1826) — английский скульптор и рисовальщик, сын формовщика, учился, но недолго, в Лондонской академии худож., а затем занимался ваянием под руководством Банка, Кумберленда, Шарпа, Блека и Стотарта. В 1781 г. женился на Анне Денман, которая, сделавшись подругой его в жизни и помогая ему и делом, и советами, оказала огромное влияние на развитие его таланта. Вместе с ней он отправился в 1787 г. в Рим, где пробыл семь лет. По возвращении своем в Лондон был в 1800 г. избран в члены тамошней академии и с 1810 г. служил в ней профессором скульптуры. В истории английского искусства Ф. занимает весьма видное место как первый из соотечественных ему ваятелей, обратившихся от стиля барокко к подражанию памятникам классической древности. Проникнутый эстетическими принципами Винкельмана, он старался в своих произведениях достигать благородной простоты и строгого величия античной греческой пластики, что ему и удавалось в более или менее значительной степени. Особенно прославился он своими сборниками иллюстраций к творениям Гомера, Гесиода, Эсхила и Данте, распространившимися в несчетном количестве экземпляров по всему свету. Эти композиции в характере барельефов, рисованные и гравированные в одних контурах, составляют серии: "Одиссея" (грав. Пироли, Рим, 1793; новое издание в копиях, гравированных Рипенгаузеном, Гёттинген, 1803; перепечатка того же издания, Б., 1865), "Илиада" (грав. Пироли, Л., 1795), "Трагедии Эсхила" (грав. тот же, Л., 1795), "Божественная комедия" (грав. тот же, Л., 1797; новое изд., 1867) и "Гесиод" (грав. Блек, Л., 1816). Любопытны также рисунки Ф. на тему "Заповеди милосердия" (изданные уже после его смерти в гравюрах Ф. Левиса). Дарование его как скульптора выказалось всего ярче в рельефах, в числе которых особенно замечательны "Щит Ахилла" (по Гомеру), вылепленный для воспроизведения в распространенный во множестве копий, "Весталка", "Смерть Цезаря", "Аполлон и Марпесса", "Вильям Джонс, собирающий индийские книги законов" и "Да будет воля Твоя". Важнейшие из прочих скульптурных произведений Ф. — мраморные статуи "Покорность судьбе", "Спящий ребенок", "Психея", "Аполлон в образе пастуха" и "Джон Кембль" (в Вестминстерск. аббатстве) и надгробные памятники лорда Менефельда и семейства Беринг в церкви Михельведера в Гемпшайре, Нельсона, Дж. Рейнольда и адмирала Гоу в Павловском соборе в Лондоне и капитана Монтага в Вестминстерск. аббатстве. Им изготовлены на пользу молодых художников: "Анатомические этюды костей и мускулов" (19 лист., гравированных Лендсиром, с текстом Робертсона, Л., 1833) и составлены "Лекции по части скульптуры", выдержавшие несколько изданий (первое в 1829 г.) и до сего времени служащие учебным пособием в английских художественных школах.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.