(foederatae civitates). — Этим именем у древних римлян назывались общины, свобода которых была обеспечена договором (foedus) и которые вместе с другою группою так наз. свободных общин (Civitates sine foedere iminnues et liberae) пользовались под сенью римской власти самостоятельностью в противоположность категории податных общин (civitates stipendiariae), имевших лишь ограниченное самоуправление. Пока римлянам было неизвестно международное право, всякий иноземец в Риме стоял вне закона и считался hostis; лишь с установлением международных сношений возникло договорное начало, причем римляне, расширяя свое политическое влияние за пределами собственно римской области и принуждая к полному подчинению лишь непокорные общины, признавали в большей или меньшей степени суверенитет за другими общинами, предпочитавшими мирную политику, и заключали с ними союзы. По Марквардту ("R?mische Staatsverwaltung", в 4 томе "Handbuch der R?mischen Altert?mer", Marquardt und Th. Mommsen, Лпц., 1881), существовали три формы договоров: 1) договор обеспечивал мирные отношения сторон и возможность торговых и иных сношений (таков был, напр., договор, заключенный Ромулом с г. Альбой, или договоры Рима с Карфагеном 348 и 306 гг. до Р. Хр.); 2) договор закреплял hospitium publicum, обеспечивая контрагентам почетный прием в союзном государстве, допущение к участию в играх и жертвоприношениях, право купли и продажи, личное предстательство перед судом; 3) договор, предлагавшийся Римом на правах могущественной державы более слабым в политическом отношении общинам, налагал на последние известные обязанности, предоставляя им в то же время и права. Большинство союзных общин было связано с Римом договором последнего типа, причем отношение их к Риму носило характер клиентелы; это ограничение самостоятельности союзной общины (foedus iniquum) обозначалось формулой: ut is populus alterius populi maiestatem comiter conservaret. Договор, налагавший на обе стороны одинаковые обязательства, назывался foedus aequum: таким был, напр., договор, существовавший между Римом и Лацием. Древнейшими римскими союзниками были латиняне, к которым впоследствии присоединились герники; заключенный между этими народами договор предусматривал обязательство поддержания дружбы и подачи взаимной помощи в оборонительной войне, попеременное главное командование, равный раздел добычи, а также заключал в себе постановления по вопросам iuris commercii. Союз, за исключением краткого перерыва после нашествия галлов (390—358), просуществовал до начала латинских войн, окончившихся покорением Лация, причем одни латинские общины получили civitas, a с другими были заключены отдельные договоры. Эти последние общины, равно как и древние латинские колонии, сохранили в общем свое прежнее положение; они известны под именем nomen Latinum или socii nominis Latini. После покорения вольсков, эквов, герников, аврунков и привернатов их области были присоединены к Лацию (Latium adiectum) и в правовом отношении поставлены наравне с socii nominis Latini. Основанные позднее римлянами так назыв. coloniae novae хотя и не состояли исключительно из латинян и не основывались в Лации, но были приравнены к nomen Latinum. Общины латинского имени составляли независимые civitates и принимали лишь те римские законы, относительно которых с их стороны последовало соглашение; они имели право чеканить собственную монету и так назыв. ius exilii, в силу которого римский изгнанник (exul) мог поселиться в союзном городе и приобрести местное право гражданства взамен утраченного. Союзные общины были обязаны поставлять для римской армии контингент пехоты и конницы, максимум которого определялся договором латинской общины или формулой латинской колонии. Общая цифра ежегодно требовавшегося войска назначалась сенатом, а римские власти, обыкновенно консулы, распределяли, сколько должна была поставить каждая союзная община. Латиняне служили не в легионах, но, как и другие socii, в особых когортах и жалованье получали от подлежащих общин. Латиняне, жившие в Риме (incolae), подавали голоса в трибных комициях, в трибе, определяемой жребием. Право гражданства предоставлялось латинянам, если они занимали какую-либо магистратуру в латинском городе, если им удавалось успешно обвинить римского наместника в процессе repetundarum и если они поселялись в Риме при условии оставления потомства в своем городе. Постепенно право гражданства было предоставлено большинству латинских городов, и с 89 г. в Италии уже не было общин с латинским правом. Ф. общины в провинциях пользовались административною независимостью, сохраняли собственное законодательство и судопроизводство, не зависели от наместника, были полными хозяевами своей территории, не содержали римского гарнизона, не уплачивали Риму дани ни натурою, ни деньгами и пользовались правом чеканки собственных монет. Ограничение их свободы сводилось лишь к запрещению вести внешнюю политику, обязательства же — к помощи войсками и кораблями. Почти все провинциальные федеративные общины были связаны с Римом неравным договором (foedus iniquum), заключение которого сопровождалось религиозными церемониями при посредстве фециалов. По прочтении текста договора pater patratus убивал камнем (silex) жертвенную свинью, восклицая: "если римский народ первый, со злым умыслом и с общего согласия, нарушит эти условия, тогда ты, Юпитер, порази римский народ так, как сегодня здесь поражу эту свинью" (Liv. I, 24). Подлинные документы договоров вырезывались на медных таблицах; один экземпляр хранился в капитолийском храме Fidei populi Romani, другой — в городе, с которым заключался договор. Положение Ф. общин в провинциях было весьма удовлетворительное, но число их было невелико, и существовали они только в древнейших провинциях. Ср. Sav?gny, "Ueber die Entstehung und Fortbildung der Latinit?t als eines eigenen Standes im R?mischen Staate", в "Vermischte Schriften" (Берл., 1850, I т., стр. 14—28); Peter, "Das Verh?ltniss Roms zu den besiegten italischen St?dten und V?lkern", в "Zeitschrift f. d. Altertumswissenschaft" (1844, стр. 193 и след.); его же, "Das Organische Gesetz der Entwickelung der r?mischen Weltherrschaft" (там же, 1846, стр. 598 и след.); Th. Mommsen, "Die italischen B?rgercolonien" (в "Hermes" 1883, XVIII т., стр. 161—213); Heisterbergk, "Name und Begriff des Jus italicum" (Тюбинген, 1885); Beloch, "Der italische Bund unter Roms Hegemonie" (Лпц., 1880); Th. Mommsen, "R?misches Staatsrecht" (Лпц., 1887, III т., 1 ч., стр. 645—715); Beaudouin, "Etude sur le ius Italicum" (П., 1882); Виллемс, "Римское государственное право" (Киев, 1888, стр. 401 и след.).Н. О.
Значение ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОБЩИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОБЩИНЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012